8432

«Вы оттуда никуда не денетесь». Почему в кафе в аэропорту так дорого?

Разница в цене одного и того же блюда между кафе одной сети, расположенными в центре Москвы и в аэропорту, может составлять 100%, а то и 200% и даже 300%. Не в пользу последнего. А еще в этих заведениях нет бизнес-ланчей, там не работают программы лояльности, не начисляется повышенный кешбэк... Почему в кафе и ресторанах воздушных гаваней такие высокие цены?

В «замкнутом» пространстве

Авиакомпании рекомендуют пассажирам приезжать в аэропорт за полтора часа до вылета, если речь идет о внутреннем рейсе, и за три часа, если рейс международный. Это оптимальное время для того, чтобы сдать багаж, получить посадочный талон, пройти таможенный и иммиграционный контроль. 

Из-за коронавирусных ограничений путешествуют граждане не так активно, и буквально за полчаса сдают чемоданы и пролетают предполетные досмотры, после которых оказываются в так называемой стерильной зоне. До рейса еще минимум час, а из развлечений — магазины беспошлинной торговли, неудобные сидения в зале ожидания или рестораны. Из-за тех же коронавирусных мер (а еще из-за режима экономии авиакомпаний) питание на борту ограничено, поэтому лучше перекусить в одном из аэропортовых кафе, особенно если предстоит долгий перелет, а в пункте назначения еще нужно сдавать анализ на COVID-19.

«У вас в руке чемодан с деньгами, но вы в пустыне умираете от жажды и с вас требуют за стакан воды миллион. С аэропортами примерно то же самое: в мягкой ситуации здесь отыгрывается тот же дисбаланс спроса и предложения. Вы находитесь в замкнутой экосистеме, эта система одна, и вам некуда деваться. Купите в любом случае. Этим и пользуются аэропортовые системы, и начинается это все... с аренды. Бизнесы, которые заходят на территорию аэропорта, имеют совсем другой кост на постоянные издержки. Даже персонал каждый день должен туда добираться, а это издержки. Плюс доступ в аэропорт для предприятий составляет примерно 50 долларов с сотрудника», — рассказывает специалист по потребительским исследованиям Роман Шалимов.

С ним соглашается доцент кафедры Национальной экономики РУДН, кандидат экономических наук Сергей Зайнуллин: «Проблема в том, что у посетителей кафе практически нет выбора: аэропорты расположены далеко от города, из здания просто так выйти не получится, только через процедуры досмотра. Поэтому и возникает ситуация олигополии общепита в аэропорту. Количество кафе очень ограничено, а спрос очень высокий, пассажиры проводят там много времени. Такая ситуация позволяет кафе пользоваться и злоупотреблять безвыходной для пассажиров ситуацией».

Это вообще законно?

Как рассказывает Роман Шалимов, все кафе всех аэропортов всех стран мира дерут с посетителей максимальный ценник, так что наши тут не исключение. Но это вовсе не значит, что это законно. Хоть и принято считать, что предполетная зона является нейтральной, российское антимонопольное законодательство на нее распространяется, и антимонопольщики время от времени обращают внимание на цены в аэропортах, обещают предпринять меры для их снижения, возбуждают дела... Но бешеные наценки и ныне там. 

«Такое злоупотребление действительно нарушает закон. Ст. 10 Федерального закона „О защите конкуренции“ определяет такое монопольное завышение цен как злоупотребление доминирующим положением на рынке, что влечет штраф до 500 000 рублей», — поясняет Зайнуллин.

Видимо, аэропортовые кафе и рестораны неплохо зарабатывают на завышенных ценах, раз их не пугают штрафы в полмиллиона. А еще дело в том, что многие пассажиры либо с пониманием относятся к бургерам по 600 рублей в аэропортах (в обычном московском фастфуде аналогичное блюдо стоит максимум 200 рублей), либо просто смиряются с этим. А ведь граждане могут проявить активную позицию и нажаловаться на монополистов. 

«Пожаловаться на такое злоупотребление и завышение цен можно в Федеральную антимонопольную службу. ФАС России неоднократно штрафовала сетевые кафе и рестораны в аэропортах за злоупотребления и завышение цен», — замечает Зайнуллин.

Кстати, в начале года посетительнице бара в Пулково выставили счет в... 90 тысяч рублей за бутылку вина. Стоимость алкоголя нигде не была указана, оплачивать его женщина отказалась, и персоналу пришлось вызывать полицию. Правда, полицейские заинтересовались не посетительницей, а заведением, в котором ценники были неправильно оформлены или их не было вообще.

Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество