В последнее время участились случаи обмана покупателей в интернете. Одна из популярных уловок мошенников — заманивать покупателей по ссылке на другие ресурсы вне торговой онлайн-площадки — для оплаты товара, получения «персональной» скидки и т. д. Но не единственная.
Как правильно покупать на маркетплейсах, чтобы сэкономить и не попасться мошенникам?
Советует доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская.
Проверьте цены в нескольких маркетплейсах, они могут существенно варьироваться. Однако если цена на популярный фирменный товар где-то слишком уж снижена, это повод насторожиться. Добросовестный продавец не выставляет подозрительно низкие «привлекательные» цены.
Посмотрите отзывы на интересующий товар. Чрезмерное количество положительных отзывов тоже должно вызвать подозрение.
Внимательно прочитайте информацию о том, куда передается платежная информация и какая сумма перечисляется. Подозрение должно вызвать указание на то, что оплата производится исключительно наличными, так как при оплате картой в случае форс-мажора можно рассчитывать на помощь банка, а безопасность такого платежа гарантируется специальным интернет-протоколом HTTPS.
Прочитайте информацию о контактных данных. Добросовестный продавец указывает все свои координаты, которые можно проверить. Обратите внимание на указанный номер телефона. Исключительно положительно можно расценивать указание в качестве контактного номер стационарного телефона, еще лучше, если у магазина есть номер 8-800.
Если вы этим ресурсом ранее не пользовались, то стоит проверить историю. Whois-сервисы покажут вам возраст ресурса. Чем ресурс старше, тем больше доверия к нему.
Посмотрите рейтинги в поисковике. Чем они выше, тем более популярен ресурс у покупателей и выше вероятность того, что вас не обманут.
Не всегда, но достаточно часто о том, что у продавца есть определенные финансовые проблемы и он ориентирован на уход с рынка, может свидетельствовать отсутствие полной информации о товаре, отсутствие новостной ленты, бедный интерфейс, низкая скорость и пр.
Внимательно прочитайте информацию об условиях доставки. Часто там прячутся неприятные нюансы: стоимость и способы доставки, ограничения по габаритам и весу в службе доставки (особенно если покупатель живет на периферии). Условия у всех продавцов разные. В итоге покупку можно ожидать от одного дня до нескольких месяцев.
При оформлении покупки очень внимательно смотреть на надпись «Наличие на складе». Если товара нет на складе, ожидание может растянуться на несколько дней. Или же вообще покупка не придет, так как продавец больше данный товар не продает или не планирует пока заказывать. Самое правильное решение в такой ситуации — это уточнить по телефону (или альтернативным коммуникациям) наличие товара на складе.
Выясните условия возврата. Иногда маркетплейсы вводят комиссии за отказ от покупки товара, и это тоже надо учитывать. Стоит задуматься о покупке и в том случае, если условия возврата товара либо указаны мелким шрифтом либо совсем отсутствуют на сайте.
Всегда помните о том, что интернет-магазин относится к дистанционным способам продажи, и в отношении него действуют особые правила, в том числе возврата товара:
а) право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней;
б) при продаже товаров дистанционным способом не действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Это касается и парфюмерно-косметических изделий. Ведь покупатель не может заранее, до покупки, ознакомиться с товаром или его образцом. Поэтому имеет право на отказ даже при покупке таких товаров из перечня. Прямое нарушение законодательства в этом плане может свидетельствовать о том, что вас обманут и в других условиях покупки.