Почему опасно вносить платежи по кредиту через банкомат?
Каких-то 10-15 лет назад большинство заемщиков для внесения платежей по кредиту ходили в отделения банков. Сейчас в России почти 200 тысяч банкоматов, и платить по кредиту удобнее с их помощью. Однако с внесением платежа через терминал могут быть проблемы. Рассказываем о них.
Не моментальное зачисление
Несколько лет назад наша читательница Алина А. из Санкт-Петербурга взяла автокредит. Платежи вносила исправно, пока ей не позвонили из банка и не поинтересовались, почему Алина не перевела деньги. Девушка сначала даже подумала, что это мошенники, ведь платеж она вносила у нее и квитанция из банкомата имеется. После долгих разбирательств выяснилось, что деньги петербурженка закидывала через терминал другой финансовой организации — в мобильном приложении своего банка она посмотрела ближайшие банкоматы партнеров, которые работают на прием наличных. В общем, не занималась самодеятельностью и использовала официальную информацию. Вот только в онлайн-банке нигде не упоминалось, что при внесении денег через «неродной» банкомат зачислять платеж могут несколько рабочих дней. Алина же переводила средства в субботу, в итоге попала на пятидневную просрочку и переживает, что это теперь отразится в ее кредитной истории — в скором времени девушка планирует брать ипотеку.
Финансовые организации действительно могут не сразу зачислять деньги на счет, особенно если операция проведена в выходной день, особенно если это платеж по кредиту, особенно если средства переведены через банкомат стороннего, пусть и партнерского, учреждения. Обязательно учитывайте это и в идеале вносите платежи по кредиту за несколько дней до крайнего срока.
Банкомат «съел» деньги и «завис»
Как и любое техническое средство, банкомат может дать сбой: принять фальшивую купюру, списать деньги с карты, но не выдать их, и наоборот — взять банкноты, но не зачислить их на счет. С кредитами такой сбой может оказаться критическим — где взять еще столько же денег на ежемесячный платеж, чтобы не допустить просрочки? Два года назад москвичка Наталья М. оплачивала кредит в 10,5 тысячи рублей, когда банкомат «завис»: деньги «съел», выключился, чек не выдал, смс о зачислении 10,5 тысячи не пришло. Дело происходило в торговом центре, где обратиться за помощью было не к кому.
Как говорит финансовый эксперт Дмитрий Чечулин, сбои в работе банкоматов, как правило, связаны со сбоями интернета. «Такое происходит редко, да и сбой должен случиться в момент внесения средств», — отмечает он.
Тем не менее вносить платежи по кредиту лучше в банкоматах, расположенных внутри банковских отделений — случись что, всегда можно позвать сотрудников финансового учреждения.
Если банкомат «съел» деньги, но не зачислил их на счет, нужно обязательно обратиться в свой банк. Сначала по телефону горячей линии (он обычно указан или на самом терминале, или на карточке, начинается номер с 8-800) — чтобы зафиксировать ситуацию. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов, что банк не начислит просрочку.
«Затем нужно посетить отделение банка. Возьмите с собой чек (если терминал его выдал), паспорт. Если чека нет, то сообщите об этом на этапе звонка на горячую линию финансовой организации — сообщите точное время и место осуществления операции. Эти данные важны для идентификации транзакции», — подсказывает директор юридической службы Константин Бобров.
В обращении должны быть указаны номер карты, сумма, время операции (можно примерное), адрес и номер банкомата. Попросите копию документа с печатью банка, датой и реквизитами сотрудника, который его у вас принял. Проверьте дату принятия в заявлении — с этого дня начинается отведенное банку время на решение проблемы.
Если платеж вы вносили через банкомат сторонней финансовой организации, тогда аналогичное заявление нужно составлять в адрес этого банка. В каждом терминале установлены видеокамера. Когда вы уведомите кредитное учреждение о произошедшей ошибке, оно сможет принять меры для сохранения записей с камер, если вдруг рассмотрение обращения затянется. Возврат денег может занять около месяца.
Деньги не в банк, а мошенникам
Хоть многие мошенники, промышляющие кражами с банковских карт, ушли в телефонные звонки и социальную инженерию, аферисты по-прежнему напичкивают банкоматы всевозможными приспособлениями, позволяющими копировать конфиденциальные данные карточек, а также фиксировать пин-код. Накладки на клавиатуре и картоприемнике, а также видеокамеры запоминают абсолютно все сведения, записанные на самой кредитке. Имея все эти данные, мошенники получают доступ к счету своей жертвы. При таком раскладе ежемесячный платеж по кредиту может уйти не в банк, а в карман мошенникам.
Перед тем как снять наличные, проверьте клавиатуру и картоприёмник банкомата на наличие посторонних предметов. Также постарайтесь избегать банкоматов, расположенных на вокзалах, в торговых центрах, на трассах.