Примерное время чтения: 4 минуты
2685

На проводе мошенник. Телефонные воры за полгода обманули 250 тыс. человек

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Не единственный в своём Мавроди 27/07/2022

Звонки, начавшиеся фразами «ваша карта заблокирована» и «вы выиграли в лотерею» за последние полгода 250 тыс. раз, завершились преступлениями. Люди вступили в разговор с мошенниками, и тем удалось «развести» их на деньги.

На языке полицейской статистики это называется «дистанционное хищение». По сравнению с прошлым годом их стало меньше на 8,2%, сообщила на пресс-конференции в «АиФ» врио замначальника второго отдела Следственного департамента МВД РФ Юлия Меньщикова. Но за каждым таким случаем стоит человек, часто пожилой, который отдал преступникам от нескольких тысяч до нескольких миллионов совсем не лишних для него рублей.

«Ваш сын в плену»

«Подавляющее большинство дистанционных хищений злоумышленники совершают с помощью так называемых методов социальной инженерии, — говорит следователь того же отдела МВД Анастасия Понкратова. — Преступники выводят человека из эмоционального равновесия и погружают его в трансовое состояние через испуг, удивление и т. д. Затем подкрепляют свой сценарий, используя свежую новостную повестку, политическую и экономическую ситуацию».

В качестве примера она привела снова набирающую популярность схему «ваш ребёнок попал в ДТП», когда злоумышленник звонит по телефону и сообщает человеку, что его сыну или дочери срочно нужна помощь.

«Трудно остаться безучастным, если злоумышленники угадывают пол и возраст вашего ребёнка и взывают к помощи родителя с места ДТП», — объяснила Понкратова. Другая ставшая популярной схема ещё более цинична. Злоумышленники звонят родственникам военнослужащих и сообщают, что их солдат оказался в украинском плену. Тут же просят деньги: обещают освободить или хотя бы не дать покалечить юношу. Первый порыв любого нормального человека — броситься на помощь. Ну или хотя бы заплатить деньги, которые требует голос в трубке. Осознание и критическое мышление приходят позже, когда перевод уже совершён.

Задача звонящего — завладеть деньгами собеседника, наличными или с банковской карты. Но для этого ему надо узнать персональные данные: номера карты и счёта, ФИО владельца, код безопасности и т. д. «Изначально преступники этой информацией не обладают. Люди, находясь в стрессовом состоянии, сами сообщают им свои данные», — сказала Понкратова.

Найти и наказать преступника не так просто: звонивший мог находиться в любой точке страны и даже мира. Чаще удаётся задерживать курьеров, которых отправляют к жертвам за деньгами. Но и тут справедливость торжествует далеко не всегда. За те же полгода, по данным МВД РФ, в суды поступили уголовные дела только 38 тыс. случаев дистанционного мошенничества.

Вычисли телефонного преступника

В МВД проанализировали расследованные ими уголовные дела и выявили 9 основных признаков преступника. Незнакомый человек, позвонивший вам по телефону, пытается вас ограбить, если:

  1. Просит продиктовать код, полученный вами по СМС.
  2. Просит назвать трёхзначный код безопасности на обратной стороне банковской карты.
  3. Просит назвать срок действия банковской карты.
  4. Предлагает перевести деньги на якобы безопасный счёт или установить двухфакторную защиту.
  5. Требует снять наличные в банкомате, чтобы перевести их на другой счёт.
  6. В телефонном разговоре предлагает установить приложение для удалённой техподдержки или управления данными.
  7. Просит помочь в расследовании мошенничества и задержании преступной группировки, занимающейся телефонным мошенничеством, используя ваши счета или наличные деньги.
  8. Рекомендует оплатить подарки и услуги перед грядущей проверкой надзорных органов.
  9. Сообщает о выигрыше в лотерею, в которой вы никогда не участвовали.
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах