Куда жаловаться на коллекторов?
Отвечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:
- Закон о коллекторской деятельности (Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») регламентирует то, как взыскатели могут общаться с должниками. Личные встречи и телефонные разговоры не запрещены. Но есть ограничения. Например, нельзя звонить в рабочие дни с 22.00 до 8.00, а в выходные - с 20.00 до 9.00. Встречаться с заёмщиком коллектор может раз в неделю.
Жалобы на взыскателей принимают Федеральная служба судебных приставов, Банк России, Роспотребнадзор, Национальная ассоциация профессио‑нальных коллекторских агентств, полиция и прокуратура.
Важно знать, что с первого дня возникновения задолженности заёмщик может подать заявление и общаться с кредитором или его представителем исключительно через своего адвоката или представителя. Через 4 месяца после образования просрочки заёмщик может полностью отказаться от общения с коллекторами. Отказаться от взаимодействия с кредитором/коллектором можно, сообщив ему об отказе через нотариуса или заказным письмом с уведомлением либо вручив письмо под расписку.
На сайте Федеральной службы судебных приставов можно найти специальные формы этих заявлений (см. Приказ ФССП России от 18.01.2018 № 20). Необходимо помнить, что организации, легально занимающиеся коллекторской деятельностью, должны быть в реестре ФССП (fssprus.ru).
На коллекторов не из реестра нужно жаловаться в полицию или прокуратуру.