Пандемия, обездвижив нас, заставила делать покупки дистанционно. И перед теми, кто прежде их не практиковал, встал вопрос: как купить товар хорошего качества и по хорошей цене, не потрогав и не посмотрев на него воочию?
В апреле и мае зафиксирован рост интереса покупателей к каталогам и телемагазинам. Вырос оборот в таких форматах торговли, как «товары почтой». А новых интернет-магазинов в апреле, по результатам исследования AdvantShop, открылось на 99% больше, чем в январе—марте. И хотя средний чек остаётся на одном уровне начиная с января этого года, а по сравнению с 2019-м даже снизился на 11%, в целом тенденция идёт на увеличение игроков на рынке дистанционной торговли. А это даёт возможность выбрать не только товар, но и цену: можно самому сравнить предложения нескольких онлайн-магазинов, а можно воспользоваться приложениями поисковиков, которые сделают это за нас и покажут лучшие цены на нужный товар.
О правилах при покупках «не глядя» напоминает Роспотребнадзор.
Во-вторых, в документах, которые мы получаем от продавца, обязательно должен быть указан адрес для возврата товара.
В-третьих, при доставке мы должны получить сопроводительную информацию о товаре и его изготовителе — причём в письменной форме и обязательно на русском языке:
- наименование товара;
- сведения о его основных потребительских свойствах;
- сведения о гарантийном сроке;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- сведения о сроке службы или сроке годности, а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении;
- адрес (место нахождения), полное фирменное наименование продавца;
- сведения о подтверждении соответствия товара обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ;
- цена, порядок и условия оплаты товара.
Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не предоставлена в письменной форме в момент доставки, за нами остаётся право отказаться от него в течение 3 месяцев с момента получения.
А вообще дистанционная торговля регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. В случае их нарушения продавцом покупатель может обращаться в суд.