Что такое кэшбэк?
Популярность безналичных операций растет с каждым годом. Так, по данным ВЦИОМ, держателями одной или нескольких банковских карт в России являются 78% населения. По данным Банка России, общий объем операций с банковскими картами в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 31%: с 2,6 трлн рублей до 3,5 трлн рублей.
Сегодня многие банки предлагают своим клиентам различные программы лояльности, предполагающие начисление бонусов, авиамиль или даже настоящих рублей за безналичные покупки, — проще говоря, кэшбэк (cashback). Зачем банк это делает и почему ему это выгодно?
Отвечает Петр Пушкарев, финансовый эксперт:
— Банк, имеющий программу лояльности с кэшбэком, вместе с магазинами-партнерами рассчитывают, что с условием возврата 1-5% (а где-то и 25-30%) от стоимости вы быстрее купите товар и более охотно повторите покупку. Грубо говоря, ради возврата нескольких процентов потратите в определенной торговой точке в полтора-два раза больше денег.
В результате магазин-продавец доволен, он может увеличить с помощью такого нехитрого трюка продажи, за что поделится деньгами с банком. Между ними заранее заключается договор, где продавец обязуется возвращать банку определенную сумму за каждую покупку, совершенную по эмитированной финансовым учреждением карте.
В магазинах, с которыми банк не заключил подобный договор, за покупки по карте начисляется незначительный кэшбэк. Но и здесь банк не платит его из собственного кармана. Дело в том, что финансовая организация имеет долю от платежных систем (Visa или MasterCard) за обслуживание терминала оплаты, через который и совершается каждая покупка. Круг замкнулся, и все получили прибыль: банк, продавец, платежная система и владелец карты с кэшбэком.