Граждане России стали реже ездить за границу, но больше тратить в зарубежных поездках, сообщают отечественные СМИ со ссылкой на европейское маркетинговое агентство Ipsos Comcon. Какие карты и банковские сервисы выбрать, отправляясь в турпоездку, чтобы если и не сэкономить, то по крайней мере не разориться?
Выбор карты зависит от места на карте
Идеальный вариант — взять с собой и наличные, и банковскую карту, а лучше две. Наличные — лучше в валюте той страны, куда едете. Есть несколько государств, где международные карты преимущественно не работают. К их числу относятся вполне лояльные к туристам Иран, Абхазия, Куба (кроме некоторых туристических точек, где установлены банкоматы, принимающие банковские карты), и, как ни странно, Япония. В российском Крыму, который западные и крупнейшие российские банки упорно игнорируют, тем не менее, принимают карточки международных платежных систем.
Кстати, выбор платёжной системы имеет значение. Эксперты советуют: если вы направляетесь в страны Северной или Южной Америки, Юго-Восточной Азии, а также в Австралию или Новую Зеландию, то лучше выбрать карточку Visa. В Европе, на Ближнем Востоке, в Южной Корее и в Африке (кроме Алжира, где «царствует» Visa) выгоднее MasterCard. В большинстве стран ближнего зарубежья и в Китае подойдут обе платёжные системы. Следует, однако, помнить, что карточки VisaElectron или MasterCard Maestro (а большинство зарплатных карт в РФ — именно такие) за рубежом, как правило, не принимают. Кроме того, лучше платить карточкой, а не снимать наличные в банкомате — последнее за рубежом дороговато.
Существуют также некоторые географические особенности карточных платежей. Например, в Европе и США при оплате картой могут потребовать паспорт. Если вы откажетесь предъявить документ, то транзакция не пройдёт. Более того, карту могут заблокировать по требованию магазина или ресторана. Также в некоторых странах внимательно относятся к росписям, и если у вас сложная кириллическая подпись, то могут быть трудности. PIN-код — более универсальный вариант.
Карта, без сомнения, удобнее наличных — купюры и монеты можно потерять или вас могут ограбить, карту же легко заблокировать. Но для этого нужно перед поездкой записать телефонный номер своего банка.
Наматывая мили
Банки предлагают массу сервисов для путешественников. При оплате товаров и услуг специальной картой накапливаются «мили» или баллы, на которые в дальнейшем можно приобрести авиабилеты со скидками или вовсе бесплатно, а также — повысить класс обслуживания на борту самолёта, арендовать авто, бронировать номер в отеле, и даже получить бесплатный страховой полис. Чем выше класс карты и дороже ее обслуживание, тем, соответственно, больше бонусов. Крупные авиаперевозчики входят в альянсы, что позволяет тратить мили на билеты и услуги не одной компании, а нескольких. В мили можно конвертировать 1% от суммы обычной покупки или 1,5–2% стоимости авиабилетов (а при оформлении карты дают так называемые «приветственные мили» — от 500 до 3000).
Но есть нюанс: если 1 миля начисляется, скажем, за 100 рублей, то за траты до 99 рублей включительно начисления не будет и добор рублей со следующей покупки невозможен. Кроме того, копить «мили» на бесплатный авиабилет приходится долго, а через определённое время они «сгорают».
Еще одна полезная для путешественников услуга — мультивалютный счет, при наличии которого отпадает необходимость совершать конвертацию, что защищает вас от курсовых колебаний.
Сервис Priority Pass даёт возможность пользоваться для ожидания рейса VIP-зоной в 700 аэропортах.
Консьерж-сервис помогает значительно экономить время при решении самых разных вопросов от заказа билетов до организации мероприятий.
«Перед поездкой главное предупредить банк о том, что вы собираетесь пользоваться его карточкой в другой стране, — советует эксперт по интернет-банкингу Сергей Вильянов. — Лучше лично посетить отделение своего банка, письменно указав не только страну, но и точный период пребывания в ней. Иначе ваши операции по карте из точки, далёкой от места жительства, могут счесть подозрительными. В случае обнаружения подозрительной активности в банке могут решить, что доступ к вашему счёту получили мошенники и заблокировать ее. При этом сообщать клиенту о блокировке карты банки не обязаны».