Эксперты заявляют, что российские производители не смогут выдержать конкуренции с зарубежными коллегами при работе в ВТО. Но не все экономисты согласны с этой точкой зрения. Профессор Российской экономической школы, кандидат экономических наук Наталья Волчкова рассказала, почему господдержка слабых предприятий только повредит стране.
«АиФ.ru»: - Какие отрасли российской экономики окажутся под ударом при работе в ВТО?
Н. В.: - Самые очевидные из них - это те сферы, где предприятия конкурируют на мировом рынке с китайским импортом: легкая промышленность, строительные материалы, пищевое производство, автомобилестроение.
«АиФ.ru»: - У государства есть какие-то рычаги, чтобы сгладить ситуацию? То же сельское хозяйство практически полностью живет на дотации.
Н. В.: - Предприятия сельского хозяйства делятся на две группы: неэффективные, которые плачут о том, как им плохо, и эффективные, которые наоборот говорят о новых возможностях и выходе на зарубежные рынки. Вступление в ВТО — это поддержка эффективных, а все программы госсубсидирования – наоборот. Поддерживая слабые предприятия, государство не дает развиваться сильным, поскольку ресурсов на них просто не остается.
«АиФ.ru»: - Тем не менее, правительство идет на поводу у неэффективных предприятий.
Н. В.: - Делается это из-за того, что у таких компаний часто есть политически значимые владельцы или акционеры, которые лоббируют их интересы на правительственном уровне. Правительство подготовило целый пакет мер поддержки, которые все еще направлены на то, чтобы поддержать слабые компании. Это мотивируется тем, что отраслям необходимо помочь в свете вступления в ВТО, но такая политика в корне не верна. Мы вступили в торговую организацию раз и навсегда, и некоторые предприятия просто должны уйти.
«АиФ.ru»: - Речь идет об очень крупных предприятиях, например «Автовазе». Если они закроются, последствия могут быть довольно серьезными
Н. В.: - Это огромные предприятия, на которых работает много людей. Если освободить 100 тыс. человек в одном городе, инвестор, желающий открыть там большое предприятие, обязательно найдется. Другое дело, что это произойдет не в один момент. Еще 20 лет спонсировать «Автоваз» за счет всех налогоплательщиков страны – максимально нерациональная политика. На его место могли бы прийти Airbus и Intel, или другой автомобильный концерн, если бы государство реализовало меры, повышающие инвестиционную привлекательность страны в целом и отдельных территорий в частности. Желающих инвестировать в «Автоваз» в свое время было достаточно много, но все уперлось в одно из выставленных условий – не сокращать занятость. С рыночной точки зрения это невозможно: сейчас предприятие убыточно во многом как раз из-за социальных обязательств. Все эти вещи не должны быть обязанностью бизнеса.
«АиФ.ru»: - Но государство обязано заботиться о социальных гарантиях
Н. В.: - Проблемы социальной сферы можно было бы решить за счет налогов, которые как раз получится собрать с эффективных производств. Ситуация может быть критичной для моногородов, но это не история Тольятти и Самарской области. Мне кажется, что у этого региона есть очень хороший потенциал для развития нефтехимической промышленности. Но сейчас открыть там подобное предприятие просто невозможно из-за того, что все население занято на «Автовазе».
«АиФ.ru»: - Какие меры по привлечению иностранных инвесторов в таком случае стоит принимать государству?
Н. В.: - Первоначально – снижение уровня коррупции. Она отпугивает практически всех потенциальных инвесторов. В СМИ очень много историй о том, как ловят проворовавшихся чиновников. Но новостей о посадках мы не видим практически никогда. Впрочем, среди позиций, по которым Россия значительно отстает от других стран, встречаются и довольно банальные вещи – например, подключение электричества. И сложно разобраться: в каких случаях речь идет о недостатке энергетических мощностей, а в каких все о той же коррупции.
«АиФ.ru»: - Что даст России повышение инвестиционной привлекательности?
Н. В.: - Российским предприятиям сейчас очень важно попасть в мировую цепочку производства. Например, элементы для Boeing производят в 35 странах мира, что-то вполне могли бы делать и у нас. Но реализовать такой проект очень сложно из-за работы таможни. Мы регулярно проводим опрос среди предприятий, и многие бизнесмены рассказывают, как вывозят некоторые высокотехнологичные детали в собственных пассажирских чемоданах: другого способа миновать границу для них просто нет. Или другой пример. Сейчас практически во всех европейских странах экспортерам возвращается налог на добавленную стоимость. Делается это из-за разницы в налоговых вычетах в разных государствах: таким образом, правительства выравнивают условия. Российским производителям, особенно новым экспортерам, НДС вернуть сложно. Поэтому они находятся в условиях на 18% хуже, чем их зарубежные коллеги.
«АиФ.ru»: - Есть какие-то способы решения у этих проблем?
Н. В.: - Очевидно, что сделать все возможно. Живой пример – Калужская область, которая раньше была последним регионом по объему иностранных инвестиций, но после смены команды губернатора вышла на первое место. Просто правила игры всем стали понятны. Многие вещи стали делаться в рамках государственно-частного партнерства. В принципе, понимание проблем в России есть и задача поставлена. Но у меня нет уверенности в том, что необходимые меры будут приняты. Сопротивление огромное, министерства и ведомства не хотят терять свое влияние.