«Всё было так тихо, что даже обидно, - отшутился Борис ЛЮБИМОВ, ректор Высшего театрального училища им. Щепкина. - Ни одной знакомой фамилии ни из списка первых ста политиков России, ни из журнала «Форбс» у нас не значится». Однако удивление, смущение и даже возмущение осталось.
С физикой нелады
Удивило количество желающих получить высшее образование. При том что многие вузы в этом году ожидали уменьшения набора. Ведь школы закончили дети поколения 90-х, когда в России была рекордно низкая рождаемость. Число заявлений между тем исчислялось десятками тысяч. Так, в Первом меде оно достигло почти 30 тыс. на примерно 3 тыс. бюджетных мест. Впрочем, медицинские специальности привлекали абитуриентов всегда.
В остальном же предпочтения остались традиционными для последних лет. Молодёжь хочет быть юристами, финансистами и… актёрами. В ВТУ им. Щепкина оказалось 1900 желающих на 29 бюджетных мест. В финансовом университете на факультет международных финансовых отношений претендовало 120 человек на место.
«Растёт популярность специальности «Государственное и муниципальное управление», - говорит Виталий МИНАШКИН, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). - Дети почувствовали, что достаточно неплохо в России быть чиновником».
Инженерные специальности интересуют гораздо меньше. Хотя здесь перелом наметился. Например, по словам Александра СИГОВА, ректора Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), увеличился конкурс на факультет по нанотехнологиям: в этом году 31 человек на место.
Хотя большинство вузов уже перешло на систему подготовки бакалавров (4 года), абитуриентам по-прежнему ближе старая система. Поэтому те немногие факультеты в технических вузах, где ещё готовят специалистов (5 лет), оказались заполнены сразу.
К изумлению ректоров, вдвое возрос конкурс даже на платные отделения. Хотя удовольствие это дорогое. Например, в Плехановке за год обучения придётся выложить до 270 тыс. руб.
Липовые пятёрки
Многих руководителей вузов смутили очень высокие оценки ЕГЭ у поступающих. «Количество баллов ЕГЭ в поданных документах меня вначале озадачило, - признаётся Олег ЯНУШКЕВИЧ, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета. - Если бы все абитуриенты принесли нам оригиналы документов, то проходной балл составил бы 280-285!»
«Высокие баллы меня тоже смущают, - заявил Борис Любимов. - Ведь говорят плохо, литературу знают плохо. Человек получил высокие оценки по гуманитарным предметам, а во время обучения служебные записки и объяснительные пишет так, что ты понимаешь: у него не могло быть ни 4, ни 5, выражаясь старым языком, по русскому и литературе».
С коллегами соглашается Михаил ЭСКИНДАРОВ, ректор Финансового университета при Правительстве РФ: «У нас средний балл принятых по первой волне - 90 по каждому предмету. Это практически круглые отличники. Но уверен ли я, что эти 90 баллов полностью соответствуют знаниям абитуриентов? Нет. Мы проводим в сентябре своё входное испытание, и выясняется, что всё не так радужно. В том году отчислили более 80 человек с бюджетных мест и почти 120 платников».
Хотя многие вузы в целом остались довольны приёмной кампанией, проблемы остались. В числе первоочередных - обеспечение студентов общежитиями.