Примерное время чтения: 6 минут
346

Игра в шашки. Закон о такси не поможет урезонить столичных «бомбил»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. SOS! Нефть вот-вот закончится?! 17/08/2011

Мария Тихменева.

О цене на услуги навязчивого сервиса лучше не спрашивать — «обхохочешься». Самый желанный пассажир здесь до сих пор тот, кого можно подвезти «от Казанского до Ярославского всего за тысячу».

Стоянка у вокзала практически пуста — перекрыта шлагбаумом. Подъезжающие машины в три ряда теснятся на проезжей части, сужая дорогу до ширины одной полосы. Легальная стоянка такси есть у Ярославского вокзала, но как туда с вещами дотащиться? Носильщики в 5 утра тоже отсутствуют: здоровый сон дороже денег. Остаётся самый проверенный (он же самый экономичный) способ — дотащить багаж до дороги и поднять руку, взывая о помощи к случайным «бомбилам».

Рвачи исчезнут?

Закон о такси, вступающий в силу с 1 сентября, обещает, что с этой даты нелегальные таксисты, «бомбилы», привокзальные частники-рвачи исчезнут. Наступит эра цивилизованного извоза. Возможно ли это?

— Уверен, что нет, — рассказывает литератор Игорь М., подрабатывающий частным извозом более 15 лет. — Закон об организации услуг такси абсолютно сырой, непродуманный. Ни в целом, ни в мелочах. Чтобы назваться легальным таксистом, я должен стать индивидуальным предпринимателем, купить себе липкую ленту с шашечками, светящийся маячок на крышу, счётчик, кассовый аппарат, лицензию, проходить дважды в год техосмотр за немалые деньги в частной компании. Чтобы отбить все эти затраты, я, естественно, буду вынужден поднять цены на свои услуги, что пассажиру совершенно невыгодно. Я «дежурю» в районе ст. м. «Новогиреево», подвожу до метро тех, кто утром опаздывает на работу, или, наоборот, поздно вечером, выходя из подземки, не может дождаться наземного транспорта, чтобы попасть домой. Такие поездки обходятся пассажиру не более 100 рублей, а мне — 20 минут работы.

На работу Игорь выходит дважды в сутки: в утренние сумерки и глубокой ночью, когда городской транспорт уже отдыхает. За месяц удаётся заработать от 30 до 40 тыс. руб. Но, учитывая ежемесячно растущие цены на бензин и постоянный ремонт активно эксплуатируемой машины, денег на прокорм семьи остаётся впритык.

— Таких, как я, в Москве полно, — продолжает Игорь. — И все мы — мужики, которых государство в 1990-е гг. лишило рабочих мест, развалив заводы, НИИ, оборонку. А дети есть просят каждый день! У крутящих баранку тяжёлый хлеб. Не верите? Становитесь рядом и «обогащайтесь»! У нас давно рыночная экономика: если клиенту не нравится стоимость услуги, он тут же найдёт того, кто довезёт его за меньшие деньги.

Патент надёжнее!

Но нелегальные извозчики — не всегда интеллигентные люди. По оценкам столичных властей, большинство из них колесит на разваливающемся «джихад-такси» и одинаково плохо знает город, русский язык и ПДД. Всего их порядка 40 тыс., и сообща они накатывают около 1 млрд долл. в год. Из них неуплаченных в казну налогов — 60 млн долл.

Однако, если государство хочет получать деньги от частника в бюджет, гораздо проще продавать ему патент на год, уверены некоторые эксперты. 20 тыс. руб. — вполне приемлемая цена. Со счётчиками и кассовыми аппаратами, вероятнее всего, будут мухлевать так же, как сегодня это делают рыночные торговцы. Так что ожидаемых поступлений в бюджет государство может и не получить. Многих возмущает и выдача лицензии на работу только в одном регионе. Это означает, что московский таксист бабушку с внуками и дачным скарбом не сможет довезти до деревни в соседней области. Попадёт под штраф в 5 тыс. руб. А когда ещё чиновники подпишут с соседями договор о межрегиональном сотрудничестве?! Не получат права на работу таксистом и те, кто не имеет личного автомобиля. Если машина оформлена на жену или принадлежит тестю-ветерану, то калымить на семейном автомобиле могут только они. Получается, что лицензия на работу выдаётся «железке», а не личности?

Прогнать нынешних нелегалов от вокзалов и станций метро легко, считают в межрегиональном профсоюзе «Таксист», но что пассажирам предложат взамен? Например, фирмы, которые получают заказы по телефону, никогда не будут заниматься короткими поездками по району стоимостью 100-150 руб. Значит, как только схлынут проверки, «джихад-такси» вернутся на прежние места дежурства?

— Закон о такси — всё же лучше, чем отсутствие такового, — считает Дмитрий Ольшанский, адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России. — Но нынешний вариант требует корректировки. Некоторые положения ущемляют права граждан. Если не внести разумных поправок, люди будут хитрить. А контролёров на всех не напасёшься. В чём же тогда смысл перемен?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах