Начавшееся в декабре 2013 года ослабление рубля продолжается по сей день — всего за один месяц курсы евро и доллара установили многолетние максимумы по отношению к российской валюте. Девальвация рубля непременно приведет к удорожанию импортной продукции — цены на иностранные товары будут расти быстрее, чем реальные доходы россиян, из-за чего соотечественники могут переключить внимание на отечественную продукцию. АиФ.ru решил выяснить у экспертов, изменят ли граждане свои потребительские привычки из-за обесценивания национальной валюты.
Импорт везде
Для того чтобы представить структуру российского импорта, необходимо посмотреть на статистику. Росстат выделяет три основных компонента иностранной продукции: во-первых, это автомобили, оборудование, транспортные средства, на долю которых приходится 50% отечественного импорта, затем следует продукция химической промышленности (15%) и продовольственные товары вместе с сельскохозяйственным сырьем для их производства (13%). Невооруженным взглядом видно, что импорт присутствует практически везде — начиная от сельского хозяйства и заканчивая промышленностью. Кроме того, многие вещи, которые мы считаем отечественными, так или иначе «завязаны» на импорте, потому что сделаны из сырья или комплектующих, купленных за рубежом.
«Вспомните девальвацию 2008-2009 годов, когда цены на отечественные автомобили АвтоВАЗа выросли на 2,5%, потому что компания использует в своей продукции импортные детали. Конечно, цены на иномарки выросли еще больше, но люди не были готовы отказаться от них. После той девальвации серьезного увеличения конкурентоспособности не было, поэтому я не думаю, что и в этот раз произойдет чудо. Вряд ли можно при таком положении дел говорить о вытеснении импорта с российского рынка», — полагает Тамара Касьянова, первый Вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров».
Другие эксперты, опрошенные АиФ.ru, придерживаются аналогичной точки зрения. По мнению финансового аналитика Lionstone Investment Services Александра Гришанова, импортозамещение в России невозможно просто потому, что в нашей стране мало что производится, а качество отечественных товаров чаще всего оставляет желать лучшего.
В связи с ослаблением рубля спрос может снизиться, так как импорт станет дороже, не исключает эксперт. «Тем, кто держит свои средства в рублях, придется платить за товар или услугу, которая в начале года стоила 100 долларов, уже не 3300, а 3500 рублей, что в более крупных масштабах уже довольно ощутимо. Слабый рубль окажется полезен лишь для экспорта, реальная стоимость которого для зарубежных клиентов снизится», – объяснил Гришанов АиФ.ru.
98-й год не повторится
Если посмотреть на исторический опыт, импортные товары с российского рынка были вытеснены в 1998 году, когда курс доллара резко вырос с 6 до 20 рублей. Цены на иностранные товары стали настолько высокими, что большинство россиян попросту не могли покупать импорт и были вынуждены обратить внимание на отечественные товары. Однако сейчас масштабы обесценивания российской валюты, да и резервы, с помощью которых ЦБ может остановить падения рубля, несопоставимы с показателями 1998 года.
«Сейчас не те масштабы проблемы, потому что тогда рубль обвалился в несколько раз, а сейчас падение исчисляется десятком процентов. Не думаю, что будет резкий обвал рынка импортных товаров, сейчас по сравнению с 1998 годом другая структура экономики. <…> Посмотрите хотя бы на российскую автопромышленность, тогда были АвтоВАЗ, да «Москвич», который дышал на ладан, отечественных иномарок не было. Сейчас они пришли, и они конкурентоспособны, даже подорожание на 7-8 процентов не отпугнет потребителя, привыкшего к хорошему качеству», — рассуждает директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов.
Отказ россиян от импортных товаров возможен только в том случае, если евро внезапно подорожает до 60 рублей, а доллар до 50 рублей. Впрочем, экономисты не прогнозируют продолжения резкой девальвации российской валюты — по итогам года доллар будет стоить 34-35 рублей, а евро — 45-47 рублей, считает ведущий эксперт Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов.