Чем дешевле готовый салат в супермаркете, тем выше на него наценка. Причем за самые недорогие из них мы переплачиваем до 300%, рассказал амбассадор ассоциации шеф-поваров России Chefs Team Russia Сергей Насхулиян.
Два кило салата не нужно
Недорогие покупные салаты, например, из свежей капусты и винегрет, обойдутся в сущие копейки, но мы за них переплатим на 200-300% больше, говорит эксперт.
«Себестоимость салата витаминного, в который входит в основном свежая капуста и незначительное количество моркови и приправ, обойдется в 10-15 рублей, в супермаркетах же он стоит около 35 рублей, — объясняет Насхулиян. — На недорогих салатах супермаркеты и кафе зарабатывают больше всего, продукты дешевые, можно сделать наценку значительней. В принципе, покупателю не так важно 35 или 45 рублей он заплатит за салат. А супермаркет продает его в больших объемах и обеспечивает себе хорошую выручку. С цезарем, например, так не получится, он стоит достаточно дорого (от 100 рублей за сто граммов), если повышать цену, перестанут покупать. Наценка на такие блюда обычно не превышает 100%».
Стоит учитывать, что в цену салата входят и зарплаты сотрудников, и аренда помещения, отмечает эксперт.
С другой стороны, если нет цели поставить на стол два килограмма салата, то выгоднее все же купить 200 граммов готового.
«Мы не можем купить продуктов на одну порцию, — констатирует шеф-повар. — Придется купить, например, двухкилограммовый кочан капусты, который обойдется примерно в 200 рублей. Полкило морковки стоит примерно 15 рублей, это две-три крупные или четыре средние моркови, на два кило салата хватит и одной. Хорошо, если у нас дома есть подсолнечное масло, специи и зелень. Если нет, все это тоже нужно купить. В итоге получится приличная сумма».
Если человек регулярно готовит, все купленные ингредиенты пойдут в дело. Сегодня же, отмечает Насхулиян, все больше городских жителей обращаются к готовым блюдам. И большая часть кочана капусты в компании с парой морковок рискуют мертвым грузом остаться в холодильнике, пока не испортятся.
Супермаркетам выгодно
Самые популярные салаты в сетевых супермаркетах — сельдь под шубой, цезарь, оливье, крабовый и винегрет, рассказал председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.
«В крупных сетях сегодня, в зависимости от формата, представлено от 6 до 90 позиций готовых салатов, — говорит он. — В среднем самые распространенные их виды в крупных сетях стоят от 35 рублей за 100 граммов».
По словам Богданова, супермаркетам выгодно производить и продавать готовые блюда на своих площадках за счет масштаба. Современным россиянам тоже хорошо: по мнению председателя президиума АКОРТ, те, кто не хочет готовить дома, экономят не только время, но и деньги.
В супермаркетах работают собственные фабрики кухни и кулинарные цеха. Эксперт отмечает, что ретейлеры сами заинтересованы в том, чтобы готовые блюда в супермаркетах были приготовлены качественно и не попадали на столы россиян несвежими. Так, салаты хранятся на закрытых охлаждаемых витринах при температуре +2-6 градусов не дольше 12 часов. Упакованные блюда могут быть проданы и позже: от 24 до 72 часов.
«На таких производствах контролируют не только входящее сырье, но и проводят ежедневные лабораторные проверки на всех этапах выпуска продукции, — поясняет Станислав Богданов. — Если готовую еду поставляют партнеры, она тоже подвергается систематическим и тщательным проверкам. В крупной сетевой рознице процедуры производства, хранения и транспортировки готовых блюд отлажены в соответствии с санитарными требованиями вне зависимости от сезона и погоды на улице».
В прошлом году в некоторых российских сетевых супермаркетах продажи готовой еды выросли на 80%. Кроме салатов, большим спросом пользуются супы, каши и азиатские блюда.