В Госдуму внесен законопроект о запрете продажи алкоголя везде, кроме специализированных магазинов.
Таким образом депутаты хотят снизить спонтанное потребление спиртного и уменьшить ущерб от пьянства: нагрузку на систему здравоохранения, дебоши, уровень криминала и преждевременную смертность.
Как сообщается в пояснительной записке, сейчас магазины способствуют спонтанной покупке, заставляя покупателей проходить мимо стеллажей со спиртным. Если закон примут, продавать алкоголь можно будет только в специальных точках.
Aif.ru пообщался с экономистами, чтобы выяснить: какие последствия это может иметь для бизнеса.
Неоднозначная оценка
Эксперты восприняли законопроект неоднозначно: возможность открыть изолированное помещение под полки с выпивкой есть далеко не у каждого предпринимателя.
«Крупные сети выдержат этот удар, но проблема в другом. Сосредоточение торговли алкоголем в специализированных магазинах приведет к монополизации, которая ударит не только по потребителям, но и по распространителям алкоголя», — объясняет Денис Мельник, доцент факультета экономических наук ВШЭ.
Таким образом меры, направленные на борьбу с пьянством, скажутся на всей сфере.
Однако не все согласны с тем, что госмонополия на алкоголь — это плохо. И опыт Скандинавии тому подтверждение.
«Госмонополия розничной торговли тоже путь к решению проблемы и даже более действенный, но скорее в условиях роста жизненного уровня населения и на более спокойном социально-экономическом фоне», — считает Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Как в Германии
Политика раздельной продажи уже давно ведётся в европейских странах. Например, в Германии продуктовые магазины продают «мягкий алкоголь», а в специализированном помещении — более широкий ассортимент, объясняет Чеглов.
«Реализовать этот вариант не так уж сложно. Нужно либо сделать раздельные входы (изолировав алкогольный отдел), либо один из магазинов сети сделать специализированным: под продажу алкоголя. Поскольку федеральные сети имеют множество магазинов, им несложно это организовать. Строить специализированные павильоны сети не будут спешить», — уверен экономист.
Однако по итогу в Германии стало меньше магазинов, продающих полноценный алкогольный ассортимент, уточняет эксперт. «Но здесь либо бороться за снижение потребления, либо нет. И на мой взгляд, идея правильная. Постепенно люди привыкнут», — уверен экономист.
Везде найдут?
Говоря о борьбе с пьянством, депутаты ссылаются на скандинавский опыт: там алкоголь продается в определенные часы, в специальных зонах и по высокой цене.
«Если посмотреть на ту же статистику потребления алкоголя, то разрыв между нами не будет драматичным, — отмечает Денис Мельник. — Да и „пьяные круизы“ наших северных соседей в зоны с дешевым алкоголем имеют место», — отмечает Мельник.
По мнению экономиста, авторы ошибочно ссылаются на теорию «наджинга» (подсказок): якобы, если спрятать алкоголь подальше, то и внимания к нему будет меньше.
«Чем меньше у человека желаемого блага, тем больше он его ценит и тем на большие жертвы для потребления им готов пойти. А теперь ужасная для авторов законопроекта вещь. Алкоголь — зло. Но люди пьют, потому что хотят. А если не могут, то всё равно хотят. И заменяют на всё, что только могут», — говорит эксперт.
Поэтому, по мнению специалиста, авторы законопроекта ошибочно представляют современного покупателя в современном супермаркете, как некоего «карикатурного Кузьмича или Афоню». Причины любви к спиртному лежат вовсе не не на видном месте магазина. А потому и рынок ломать не нужно, заключает эксперт.