Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин выяснил, почему сборщикам металлолома выгоднее отправлять его за рубеж, как металлурги борются за отечественное сырьё и почему правительство не вводит ограничительные меры на вывоз металлолома за границу.
Шахтёры выучились на металлургов
Главный инженер «Ростовского электрометаллургического завода» (РЭМЗ) Валерий Москалёв в цехе литья говорит громко, почти кричит: «Сейчас работают три линии из пяти, строительный рынок «просел», поэтому заказов на арматуру стало меньше».
Эти стальные стержни отправят на строительство Крымского моста и стадиона в Ростове-на-Дону к Чемпионату мира по футболу – 2018.
За 50 минут конвейер даёт 90 тонн жидкого металла, из которого получают арматуру диаметром от 10 до 32 мм. Металлурги работают круглосуточно, без выходных и праздников. Ежесуточно отсюда отправляют сто двадцатитонных грузовиков готовой продукции.
В последние годы печи останавливали дважды. Болезненный процесс для механизмов и коллектива. Профессия металлурга (сейчас её называют оператор сталелитейных установок) в дефиците, и сохранить кадры остро необходимо. Отправляя высококвалифицированного специалиста в вынужденный отпуск, есть риск потерять его совсем.
«Ростовский электрометаллургический завод» находится в городе Шахты Ростовской области. Здесь из 970 сотрудников 80% — бывшие работники угольной промышленности. После закрытия угольных шахт в районе металлургический завод стал системообразующим, он и рабочие места шахтёрам дал, и реализует важные социальные проекты в образовании, спорте, инфраструктуре. Среди них — помощь школе № 34 и обустройство дачных дорог.
Благодаря РЭМЗ многие украинские беженцы нашли работу в России. На шахтинском заводе работают 20 украинцев с Донецкого металлургического завода.
Валерий Москалёв рассказывает об удивительной для него ситуации: для строительства международного аэропорта в Ростовской области используют металлические заготовки… из Турции. Хотя под боком свой производитель арматуры, но изделия везут на Дон по Чёрному морю.
Выгоден берег Турецкий
Ещё одна проблема — это дефицит лома, который металлурги используют для литья продукции. Это связано с неограниченным вывозом сырья в Турцию. Для речных портов Ростовской области отправка металлолома за рубеж — прибыльный бизнес. Экспортировать металлолом многим заготовителям выгоднее, нежели продавать его рядом находящемуся заводу.
«За лом завод даёт хорошую цену — это выгоднее, нежели вывезти его в Турцию. С точки зрения бизнеса, нет никакой логики в том, что металлолом вывозится за границу», — высказывает свою точку зрения Валерий Москалёв, делая вывод, что в этом бизнесе используют «серые схемы».
Главный инженер добавляет, что руководство РЭМЗ обратилось в Совет Безопасности страны с просьбой регламентировать экспорт лома из России. То есть воспользоваться постановлением правительства РФ от 4 августа 2015 № 786 и ввести ограничения экспорта металлолома.
«Но металлургам не пошли навстречу, аргументировав тем, что такой шаг будет недемократичным и ограничит конкуренцию».
В итоге картина такова: лом везут из России в Турцию, а из Турции приходят в Россию сделанные из нашего лома изделия.
Где критическая точка?
Предприниматель города Шахты Сергей Забелин видит проблему в следующем: «Лом отправлять выгоднее за границу по одной причине: закупщик платит долларом, который за год заметно вырос, к тому же завод неаккуратно рассчитывается с поставщиками металлолома».
По словам бизнесмена, до скачка доллара на данном рынке было всё сбалансированно, а теперь — беспредел. Дефицит металла остаётся, так как его отправляют за рубеж.
Сложившаяся ситуация в РЭМЗ характерна для всей металлургической отрасли России, которая из-за спада в строительной отрасли и скачка доллара переживает не лучшие времена. Ценовая конкуренция вызывает повышение цены на лом и конечный продукт.
«На рынке лома конкуренция всегда существовала между металлургическими заводами и портами, которые скупают металлолом, а сегодня из-за высокого курса доллара экспортёрам выгоднее поставлять металлолом за границу, чем продавать его на внутренний рынок», — считает эксперт.
Почему же правительство РФ не спешит защитить отечественные заводы?
«Несмотря на вхождение России в зону свободной торговли ВТО, благодаря постановлению правительства РФ в течение трёх месяцев можно ограничить экспорт лома, но такое решение может принять только само правительство», — поясняет представитель одного из крупнейших на юге страны закупщиков металлолома Нонна Куликова.
В случае регулирования процесса цена на лом снизится, и металлолом пойдёт в печи российских металлургов, а не турецких.
Однако власти не спешат претворять в жизнь федеральный документ. В беседе с корреспондентом АиФ.ru эксперт Нонна Куликова высказала своё видение: по пониманию правительства РФ критическая точка в отечественной металлургии ещё не наступила…