Примерное время чтения: 5 минут
1580

Субсидии самолетам зашли на посадку. Почему в России дорожают авиабилеты

Государственные ведомства России зафиксировали рост стоимости авиабилетов экономкласса. По данным Росстата, перелеты в мае 2023 года подорожали на 28% по сравнению с маем 2022 года, а по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — на 4%. Эксперты рассказали aif.ru, почему в России растут цены на авиабилеты.

Что говорит статистика

Стоимость перелета в салоне экономического класса по России достигла 6972 рублей в расчете на 1 тысячу километров пути, пишет РБК со ссылкой на данные Росстата. Это максимальное значение с 2000 года, причем за первые пять месяцев 2023 года цена перелета увеличилась на 32%. Однако у ФАС совсем другие цифры. 

По данным антимонопольщиков, полученных от Минтранса, рост цен на авиабилеты экономкласса, проданных на период январь—сентябрь 2023 года, не превышает официальный уровень инфляции, а это всего лишь 4,5–6,5%. В Минфине тоже не видят повода для беспокойства по поводу роста цен на авиабилеты.

«Вероятно, что данные Росстата ближе к истине, чем расчеты ФАС, — заявил aif.ru независимый аналитик Дмитрий Адамидов. — Те, кто летает или ездит железной дорогой по одному и тому же маршруту, наблюдают рост цен выше, чем на 4%. Со стороны правительства закрывать глаза на шалости авиакомпаний с ценами на билеты — это такая негласная мера поддержки, иначе транспортники придут с удвоенной силой просить деньги из бюджета, а Минфин не хотел бы дополнительных расходов».

«Ответ [на вопрос о мере роста цены] зависит от методик учета, которые у двух ведомств очевидно разные, — объяснил aif.ru эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. — К такой информации следует относиться с осторожностью. Каков средний ценник на самом деле, знают только в авиакомпаниях. Если вы будете мониторить своими силами, вы никогда не получите полную информацию, поскольку при продаже авиабилетов, как и билетов на поезда, применяется динамическое ценообразование».

Динамическое ценообразование означает, что чем выше спрос и ближе дата вылета, тем дороже стоят билеты. Цена может повыситься с 3-4 тысяч рублей до 25 тысяч на обычный рейс, например, из Петербурга в Москву, пояснил эксперт. «Сколько именно и по какой цене авиакомпания продала одинаковых билетов, достоверно знает только она сама. И авиакомпании не любят раскрывать эту информацию, это их коммерческая тайна, и они прячут ее друг от друга из-за конкуренции», — добавил Федор Борисов.

Причины роста цен на авиабилеты в 2023 году

Причины повысить цены на билеты у авиакомпаний действительно есть, а повод для этого всегда найдется, считает Дмитрий Адамидов. «По понятными причинам перевозки за границу сильно сократились, а именно они были для авиакомпаний самыми прибыльными. Они же служили источником валютных поступлений. Поэтому авиакомпаниям ничего другого не остается, как компенсировать свои затраты за счет внутреннего рынка России. Плюс авиакеросин подорожал, потому что нефтяники тоже поднимают цены», — перечислил аналитик.

«В этом году цены на билеты точно будут выше, чем в прошлом, прежде всего из-за сокращения субсидий, — отмечает Федор Борисов. — В прошлом году авиаотрасли было выделено дополнительно 100 миллиардов рублей субсидий, а в этом — только 25 миллиардов, и эти деньги уже давно закончились, еще зимой. Сократились субсидии на региональные перевозки. В результате авиакомпаниям придётся эту разницу зарабатывать на рынке, так что цены они будут поднимать».

«Кроме того, в прошлом году вдобавок к субсидиям авиакомпании предлагали массу скидок, даже в летний период. Таких историй, конечно, в этом году ожидать не следует, а если они и будут, то не массово. Вообще в прошлые годы реальная стоимость авиабилетов, с поправкой на инфляцию, снижалась. Неравномерно, на разных направлениях по-разному, но тем не менее. Теперь этот тренд может поменяться», — предупредил эксперт.

Также следует учитывать, что у авиакомпаний в какой-то период будет сокращаться флот, заметил Федор Борисов. Еще два года назад на фоне пандемии у них был существенный профицит, так как объем перевозок резко упал, особенно по международным направлениям. Сейчас часть самолетов пошла на запчасти, чтобы поддерживать летную годность остальных судов. 

«Для поддержки иностранных самолетов по-прежнему нужно очень большое количество комплектующих, которые в полном объеме своими силами Россия заместить не может. Что-то делается внутри страны, что-то достают за рубежом через перекупщиков, потому что напрямую у официальных поставщиков купить невозможно в принципе. И это также влияет на рост издержек у авиакомпаний, что сказывается на цене билета», — пояснил он.

Крупным авиакомпаниям с большим парком самолетов приходится чуть легче, но, вероятно, к 2025 году на рынке на какой-то период существует риск возникновения дефицита провозной ёмкости, прогнозирует Борисов. Это будет зависеть от большого числа внешних факторов — санкций и организации путей альтернативных поставок, а также от того, насколько быстро получится заметить иностранные самолеты на воздушные суда отечественного производства. 

«По всем этим причинам авиакомпании просто вынуждены поднять стоимость билетов по сравнению с прошлым годом. Однако поднять цены очень резко перевозчикам будет трудно, поскольку спрос на авиабилеты эластичный — когда становится слишком дорого, люди начинают летать реже. Поэтому авиакомпании ограничены в маневре. В целом давать оценки ситуации на этом этапе слишком рано — надо дождаться конца года, чтобы понять реальную динамику. Многое может и поменяться, и внешние факторы, и господдержка. Пока ясно только то, что в текущей ситуации нужно быть готовым к тому, что при существующем уровне спроса цены будут расти», — заключил эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах