Примерное время чтения: 4 минуты
1060

Подорожают ли яйца и курица?

Категория:  Доступная экономика
Ответ эксперта

Время от времени стоимость яиц растет быстрее, чем стоимость других продуктов. Например, в декабре 2020 год этот товар подорожал сразу на 13%. Как пишет газета «Известия», в скором времени яйца могут вырасти в цене еще на 10%. На столько же может подорожать мясо птицы. По данным источника издания, птицефермы предложили ретейлерам пересмотреть закупочные цены в сторону повышения.

Желание поднять цены производители объясняют свирепствующим птичьим гриппом и сокращением поголовья, а еще подорожанием кормов, витаминов и минеральных добавок, из-за чего растут издержки. По словам заместителя гендиректора Росптицесоюза Елены Степановой, в прошлом году себестоимость продукции выросла на 20-25%, при этом птицефабрики практически не меняли отпускную цену. Теперь «запас прочности иссяк».

Преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий рассказал АиФ.ru, готовиться ли нам к росту цен на мясо птицы и яйца: 

«В структуре современной экономики уже заложен инфляционный механизм. В экономически развитых странах скачки цен в большинстве случаев провоцируются ростом денежной массы на руках у населения. 

Применительно же к нашей стране определяющим фактором является инфляция издержек. Рост затрат на производство продукции служит объективной основой постоянного роста цен в России. Продукция агропромышленного комплекса и отраслей, в той или иной степени зависящих от этого сектора экономики, особенно подвержена влиянию данного фактора. Помимо того, что процесс роста затрат ежегодно провоцируется изменением цен на электроэнергию (а птицеводство — крайне энергозатратный процесс) и топливо, зависимость отрасли от влияния природных и иных факторов, напрямую не связанных с технологией, достаточно часто влияет на динамику издержек. Птичий грипп, дополнительные затраты на антиковидные меры — подобные усложняющие деятельность отрасли явления случаются регулярно и не могут не вести к удорожанию продукции.

Учитывая значительную монополизацию отечественного рынка, возникла необходимость цивилизованного согласования интересов всех участников процесса производства и реализации, соотнесенная с реалиями потребительского рынка. Так, в регионах, где уровень конкуренции ниже, чем в крупных экономических центрах, скачок цен на мясо птицы уже состоялся и вышел за пределы предлагаемого 10%-ного изменения, достигнув 25-30%.

Методы централизованного регулирования ситуации на рынке при помощи непосредственного ограничения роста цен в магазинах или давления на поставщиков даже в краткосрочном режиме демонстрируют свою низкую эффективность. Помимо того, что ограничения вступают в силу уже после существенного скачка цен (“эффект запаздывания”), ретейл старается компенсировать потери, отыгрываясь на других продуктах постоянного потребления, меняя цифры на ценниках в сторону повышения. Примером тому служит рост цен на овощную продукцию в декабре-январе (параллельно с их фиксацией на сахар и подсолнечное масло), который явно вышел за пределы обычных сезонных колебаний. 

Следует учитывать, что сама угроза государственного вмешательства в процесс рыночного ценообразования толкает торговые сети на превентивные меры, закладывая административные риски в стратегию развития и, соответственно, перспективную методику формирования цен.

Очевидно, что посткризисный потребительский рынок не способен принять всю сумму растущих издержек даже при сохранении текущей маржи системы реализации продуктов питания. Возможности населения — это единственное, что способно реально ограничить ценовую инфляцию. Другое дело, что спрос на продукты питания отличается низкой эластичностью, что оставляет поле для ценового маневра со стороны торговых сетей.

Наблюдаемое в последнее время обсуждение между поставщиками и продавцами о возможности повышения цен на яйца и мясо птицы представляет собой не что иное, как попытку реализации рыночных принципов ценообразования в условиях ограниченной конкуренции. Вся цепочка доставки продуктов потребителям (от производства до магазина) пытается подстроиться под реальный потребительский спрос, по возможности сбалансировав свои издержки с ценами реализации.

Складывается ситуация, не требующая непосредственного административного регулирования. Согласование роста цен на мясо птицы и яйца на 10% выглядит как вполне обоснованный и достаточно мягкий вариант балансировки спроса и предложения и поможет избежать ускоренного раскручивания инфляционной спирали на продукты питания в 2021 году».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах