Примерное время чтения: 7 минут
4222

Победитель сбоя. Кому выгодно, чтобы холодильники и гаджеты быстро ломались

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. 12 табуреток. Какие трудности переживает наша мебельная промышленность? 16/06/2021

Минприроды РФ предложило обязать производителей бытовой техники и электроники продлить срок её службы. «АиФ» решил разобраться, почему сами компании перестали об этом заботиться.

Купить проще, чем чинить

«Когда мне было 10 лет, отец купил холодильник „ЗИЛ“. Сейчас мне 62 года, а холодильник прошёл всего два ремонта и по-прежнему прекрасно работает на нашей даче», — вспоминает профессор Бизнес-школы МИСиС Владимир Морыженков. У многих дома есть вещи с такой легендарной историей. И многие сетуют на недолговечность современной техники. Морыженков раз в два года обменивает на новый дорогущий смартфон: «Слишком быстро садятся аккумуляторы. И, боюсь, если мне придётся покупать смартфон чаще, я перестану инвестировать в этот бренд свои деньги».

По ГОСТу, принятому в 1980-е гг., средний срок службы холодильника и стиральной машины должен быть 15 лет. Эта норма действует до сих пор. Но советские ГОСТы используются добровольно. Поэтому теперь большинство производителей крупной бытовой техники декларируют, что срок её службы 7–10 лет. У телевизоров это 5 лет, у мобильных телефонов и ноутбуков 3 года.

Почему у различной техники разное время бесперебойной работы? «Это зависит от сложности изделия, — рассказывает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. — Меньше всего изменились за 30–40 лет холодильники — и они работают дольше всех. Но жидкокристаллический телевизор, по сути, новый прибор по сравнению с ламповыми телеприёмниками. А цифровую технику владельцы часто меняют не из-за поломки, а потому что хотят получить современные возможности, зашитые в новейших моделях».

«Этого хотят потребители, у покупателей должен быть выбор», — самый распространённый аргумент сторонников бесконечного обновления, воюющих друг с другом за доли рынка и деньги. Но выбор почему-то приходится делать в пользу непривычного по сравнению с уже освоенным и удобным, в пользу дорогого по сравнению с дешёвым. И новое далеко не всегда качественнее. «У ноутбуков, выпущенных лет 10–15 назад, корпуса были гораздо прочнее. А пластик, из которого они делаются сейчас, трескается от механических нагрузок и нагрева, не говоря уже о падениях. Если раньше можно было поменять разбитую матрицу, то теперь она часто приклеена, и приходится менять весь экран, который стоит треть цены всего аппарата, — приводит примеры гендиректор Ассоциации сервисных центров Алексей Виолин. — Все ремонтники уверены, что производители намеренно используют конструктивные решения, чтобы нельзя было дёшево заменить отдельные детали в независимой мастерской. Производителю гораздо выгоднее продать новый ноутбук, чем ремонтировать старый».

Даёшь неубиваемое!

Намеренное усложнение жизни клиентам создатели техники не признают. Но, например, в 2016 г. один из самых известных брендов выпустил смартфон, который просто переставал работать, когда его фабричное стекло заменялось на неоригинальное. С другими вещами похожая ситуация. Холодильник, у которого сломался всего лишь терморегулятор, не удастся вернуть в строй, если подходящая деталь исчезла из сервисных центров. Такое запросто может быть, если на заводах сняли модель с производства.

В итоге корпорации подсчитывают прибыли, а у людей растут траты и на новые вещи, и на избавление от старых. Отправлять в мусорные контейнеры компьютеры, телевизоры и холодильники запрещено, а их утилизация далеко не бесплатная. Земля всё сильнее захламляется высокотехнологическим мусором. Не слишком ли высокая цена за постоянное обновление? Тем более что многим людям старше 50 лет функции, которые дают технические новинки, малоинтересны. Их вполне устроит ноутбук, с которого они просто заходят в интернет, и машина без наворотов, на которой можно ездить ещё лет 20. Но такой техники нет, т. к. производители работают на молодёжь. В то же время население Земли стареет, потребителей-консерваторов становится больше. И бизнес вполне может зарабатывать, выпуская неубиваемые товары для них. Почему он не использует эту возможность?

«Это путь в никуда, — говорит Морыженков. — Ограничения, уменьшающие количество промышленного мусора, оправданны. Но компании, которые перестанут разрабатывать новинки, проиграют в конкуренции и исчезнут. А их „вечные“ вещи не будут пользоваться спросом нигде в мире из-за морального износа. Кто захочет сейчас купить сконструированный 40 лет назад холодильник, который пожирает море энергии? Никто. Все помнят, что советские люди мгновенно переключились с отечественных телевизоров на японские и корейские, как только появилась возможность. Чтобы заставить нас пользоваться надёжными, но отсталыми марками, придётся снова опустить железный занавес».

Инновационный оброк

Но ведь стали менее долговечными и передовые иностранные бренды. Что изменилось в их политике? «Нет смысла закладывать в устройство долгий срок жизни, если известно, что оно морально устареет за несколько лет, — поясняет Морыженков. — Все хорошо помнят: в 1980-е гг. „Тойота“ победила на авторынке, сделав ставку на недорогие часто обновляемые модели и понизив для этого требование к долговечности ряда узлов. А консервативные компании, чьи „вечные“ машины стоили дороже, ей уступили. Производители жёстко конкурируют по цене и стремятся к тому, чтобы их продукция отличалась. В разработку новинок вкладываются миллиарды долларов. А где взять такие огромные деньги? Только у покупателей. Вот компании и обложили инновационным оброком тех, кто готов больше платить за новинки».

Но платят в итоге все. И в мире становится всё больше людей, требующих увеличения срока службы вещей. В Европе в марте 2021 г. вступили в силу новые нормы, по которым производители должны обслуживать холодильники, стиральные и посудомоечные машины в течение 10 лет после продажи, обеспечивая сервис нужными запчастями. Глава Минприроды Александр Козлов в конце мая предложил сделать то же самое Правительству РФ. Однако эксперты утверждают, что в новых европейских правилах ничего нового нет. «В нашей стране законодательство по защите прав потребителей уже давно обязало производителей устанавливать срок службы для техники. А если они этого не делают, то срок автоматически определяется в 10 лет», — говорит Гуськов.

Может, стоит тогда усилить защиту потребителей, запретив делать те же телефоны, рассчитанные всего на 3 года? «Законы можно ужесточить. Но потребители от этого не выиграют, — уверен Морыженков. — Ведь выпуск более долговечных изделий обойдётся заметно дороже, цены в результате сильно повысятся. По большому счёту, бороться нужно за повышение доходов людей. Если бы обновлять вещи было легко, разговоров о том, что производители заставляют нас покупать, стало бы меньше. Тем более что старый смартфон или автомобиль можно сдать продавцу, понизив сумму покупки. Или можно сэкономить, выбрав менее раскрученный бренд, который меньше тратит на инновации и стоит дешевле».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах