Появились сообщения, что скоро контактные линзы могут исчезнуть из продажи либо превратятся в жёсткий дефицит. Одна из крупнейших американских компаний-производителей самых известных линз начала сокращать поставки в Россию. Придётся ли нам переходить на обычные очки?
Кто сегодня производит контактные линзы? Рынок в основном поделён между пятью компаниями: Johnson& Johnson, Baush&Lomb, CooperVision, Alcon, Ciba Vision. Все они американские. Самая популярная марка — Acuvue. Недавно появились сообщения, что Johnson& Johnson начал сокращать отгрузку линз в РФ.
В России есть производство мягких контактных линз в Дубне. Но масштабы его невелики. И до недавнего времени они выпускались только для лечения близорукости и других нарушений зрения у детей и подростков, плюс к этому на заводе выпускаются средства ухода за линзами. Производство открыла российская компания OKVision в 2021 г. На сайте компании написано, что она также импортирует линзы в страны ближнего зарубежья и Азии. Компания является резидентом особой экономической зоны «Дубна». В прошлом году она победила в номинации «Инновация года» за достижения в области новых технологий. Увы, обычных однодневных контактных линз в списке продукции компании пока нет.
Беглый обзор интернета показал, что линзы в продаже есть. В том числе Acuvue. Некоторые упаковки продаются даже со скидками. Есть выбор на «Озоне», в «Сбермегамаркет», netoptika, «Линзмастер» и других площадках. На «Озоне» предлагаются даже отечественные линзы из того самого завода в Дубне OKVision, рассчитанные на 3 месяца ношения. Пара стоит 550 руб. На сайте магазина «Очкарик» предлагаются также линзы азиатских компаний — Сингапура, Тайваня. У некоторых упаковка в 30 штук однодневных линз обойдётся несколько дешевле популярных американских.
Так что тотального дефицита нет. Хоть цены и резко выросли, но купить подходящие линзы можно.
«Реальное импортозамещение не коснулось российского рынка контактных линз, который продолжает глобально зависеть от поставок из-за границы, — говорит директор фармдистрибьютора „Интер-С Групп“ Настасья Иванова. — При этом больше 50% продаж в России обеспечивает бренд Acuvue, принадлежащий американской корпорации Johnson & Johnson. Хотя эта компания в числе первых заявила о поддержке санкций, с рынка линз она не уходит — прекращение поставок изделий медицинского назначения, к которым относятся контактные линзы, пока не обсуждается. Но ограничения отгрузки, квотирование поставок для розницы есть, также производитель увеличил на 25% оптовые цены. Неудивительно, что наши потребители столкнулись и с резким ростом цен, и с дефицитом продукции. Розничные цены на линзы с момента ослабления рубля в среднем выросли на 30-50%, позднее рубль отыграл падение, но цены на старые позиции не вернулись и уже вряд ли вернутся. Держать цены на высоте будут возникшие проблемы с поставками и серьезное изменение логистических процессов. Свой вклад вносит и дефицит: потребители начали покупать линзы впрок упаковками, несмотря на то, что этот товар имеет срок годности, и на несколько лет вперед закупиться не получится. Думаю, существующий дефицит временный, к поставкам уже подключаются производители линз из стран Средней Азии. Наладить же качественное производство в России в ближайшие годы не получится — речь идёт о многомиллионных инвестициях».