В прошлом году более половины товаров россияне покупали со скидкой. В денежном выражении доля проданной по акции продукции составила 49,7%, подсчитали в исследовательской компании NielsenIQ.
Сейчас производители и продавцы акции сворачивают. С конца февраля ряд поставщиков торговых сетей X5 Group отказались от промоакций, предусматривающих скидки, сообщает РБК. Причем от скидок отказываются как иностранные компании, так и отечественные, особенно те, которые зависят от импорта.
Могут ли продавцы отменять акции, которые уже объявили, АиФ.ru узнал у юристов.
Начнем с того, что такое «акция» с правовой точки зрения. Акции в магазинах являются рекламой и, соответственно, подчиняются действию закона «О рекламе». А раз так, то на акции распространяются и правила о недостоверной рекламе.
Допустим, магазин объявил об акции, по которой цена на определенные категории товаров снижена на некоторый процент. Покупатель пришел в магазин, увидел на ценнике сведения о скидке, захотел его приобрести, пришел с данным товаром на кассу, а его пробили по более высокой цене. В ответ на вопрос, почему цена другая, сказали, что «распоряжением руководства акция отменена».
«В данном случае важно понять, была ли информация об отмене акции доведена до сведения неограниченного круга лиц надлежащим образом. Кроме того, существенное значение имеет то, было ли в первоначальном объявлении об акции предоставлено достаточное количество сведений: условия проведения акции, ее срок, возможность отмены в одностороннем порядке и пр.
Если нарушения были допущены, тогда антимонопольный орган осуществляет надзор за соблюдением законодательства о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам его нарушения», — объясняет вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, член Генерального Совета «Деловой России», председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов.
В свою очередь адвокат по уголовным и гражданским делам Наталья Быстрова ссылается на закон «О защите прав потребителей», который нарушают продавцы, объявившие об акции и переписавшие ценники.
«Никакой кризис такое поведение не оправдывает. И даже если вас устно предупреждают о переоценке товара в магазине, это не основание для отказа от продажи товара по акционной цене, если такую информацию магазин разместил на ценнике.
По закону продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товарах и их цене, и именно по этой цене продавец обязан продать товар», — подчеркивает Быстрова.
Это же право подтверждается в Правилах продажи товаров, согласно которым ценник должен содержать информацию о названии товара, цены за штуку (или единицу измерения). Если товары расфасованы, то ценник должен быть на упаковке.
Если продавец отменил акцию и продает товар по новой, высокой цене, нужно сфотографировать ценник возле товара (фотофиксация это ваше право, вам не могут препятствовать). Если в магазине есть другие покупатели, обратитесь к ним, чтобы они могли засвидетельствовать нарушения ваших прав, возьмите их контакты, подсказывает Быстрова.
Затем обратитесь к продавцу и выскажите претензию о возврате разницы в цене. Если вам отказали, оставьте запись в книге жалоб и предложений и сфотографируйте свое обращение.
«Также вы можете написать письменную претензию, если планируете обращаться в суд.
Для подготовки обращения найдите информацию об адресе магазина, контакты руководителя, полное наименование юридического лица. Эта информация должна быть указана в уголке потребителя. С момента получения претензии у магазина есть десять дней на ответ вам. Если вы отправили ее почтой, по номеру отправления можно отследить дату и контролировать сроки.
После истечения десятидневного срока можете подавать иск в суд. Если суд признает, что магазином допущено нарушение, то за несовпадение цены на кассе и по ценнику магазин могут оштрафовать от 20 тысяч до 50 тысяч рублей», — объясняет юрист.
Источники информации: