Крик о помощи
В проигрыше прежде всего наше здоровье и наш кошелёк, а также отечественные фармпроизводители.
«Они уже просто кричат, они забросали Думу письмами — заявил, выступая на одном из панельных заседаний Недели российского бизнеса-2019, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы Ярослав Нилов. — Поэтому для наведения порядка в этой сфере создана межфракционная группа. И ещё некоторое время назад, когда торговые сети перестали чувствовать границы и стали демонстрировать явные асоциальные вещи, в Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации были внесены определённые изменения. Мы понимаем, что цены для социально незащищённых слоёв населения — вопрос важный, поэтому намерены его регулировать».
По мнению депутата, это ещё и вопрос стратегического значения, и вопрос безопасности, поэтому следует посмотреть, в чём существуют перегибы.

Ярослав Нилов не однажды поднимал эту тему, обращая внимание на то, что коммерческий фармрынок в нашей стране находится в кризисном состоянии из-за монопольного роста аптечных сетей, которые заинтересованы исключительно в собственном росте и увеличении выручки.
Любой из нас знает, что зайдя в одну из сетевых аптек, увидит прежде всего 5-10 импортных аналогов одного и того же препарата. Где отечественный? Он на полках отсутствует. Да, если настойчиво будете спрашивать провизора, он подскажет, но ведь не каждый спросит, выслушает, поймёт, и вообще будет знать, что существует российский аналог.
«Ведь и в поликлинике, — говорит парламентарий, — на обратной стороне фирменного листочка тоже выпишут препарат импортный. А это подсознательная реклама, чего быть не должно».
Ярослав Нилов в принципе против рекламы лекарственных средств. «Это стимулирует людей к самолечению, к излишнему потреблению совершенно ненужных их организму лекарств, — говорит он. — Реклама также порождает рынок фальшивых препаратов».
Выход из кабалы
Населению фактически навязывают дорогостоящие иностранные препараты, а отечественные фармпроизводители фактически вынуждены финансировать рост аптечных сетей, оплачивая право занять место на аптечной полке. В настоящее время аптечные сети сформировали заградительный барьер для российских фармпроизводителей, установив для них «входной платёж» на уровне 30-40% от оборота, а это, по понятным причинам, зачастую становится для отечественных предприятий условием неисполнимым.
Надо ли избавляться от аптечных сетей? «Об этом речи не идёт, — говорит Ярослав Нилов. — Так можно дисбалансировать весь бизнес, весь рынок, получить обратный эффект, когда лекарств просто не будет хватать».
По мнению парламентария, по тому же принципу, которым руководствовались при реформировании деятельности торговых сетей, необходимо заняться вопросом поддержки и доступности отечественных лекарственных средств и поддержки отечественных фармпроизводителей.
«Маркетинг был всегда, — комментирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений „СоюзФарма“ Дмитрий Целоусов, — другое дело, что запросы фармрынка стали на порядок выше, и это породило здесь другие инструменты, схожие с теми, что были в ритейле. И потому вопросы размера маркетинговых бюджетов были урегулированы законодательно, обозначив порог в 5%, потому что дело дошло до выкручивания рук производителям».
Что за границей?
Ситуация на российском аптечном рынке не оригинальная, с теми же проблемами сталкивались и многие другие страны. Европа ввела законодательные ограничения, не позволяющие создавать монополии в данной социально значимой сфере.
Так, во Франции, Испании, Дании, Финляндии и Венгрии законодательно ограничено количество аптек на одного владельца. В управлении одного фармацевта может находиться от 1 до 4 аптек, при этом фармацевт должен иметь обязательный опыт работы от 3 до 5 лет. В Германии торговля лекарственным средствами разрешается только аптекарям, обладающим подлинной профессиональной независимостью.
В Польше в 2017 году был введен закон «Apteka dla Aptekaraza», что означает «аптека для аптекарей». Документом предусмотрено, что аптекой может владеть только специалист с фармацевтическим образованием и наличием не менее 5 лет опыта работы. Кроме того, документом установлены географические и демографические критерии, регламентирующие открытие новых аптек — одна аптека должна приходиться на 3 тыс. жителей, расстояние между аптеками не может быть менее 500 м. Доля аптек, принадлежащих одному юридическому лицу, не может превышать 1% от общего числа аптек в стране.
По мнению Дмитрия Целоусова, ориентацию аптечных организаций необходимо сделать социально направленной. «Ни в одной из наших концепций здравоохранения, — говорит он, — не обозначено место аптечной организации, как инструмента лекарственного обеспечения граждан. А ведь это однозначно элемент системы здравоохранения».
Нынче аптекарей называют торгашами за прилавком. Если бы аптечные организации вновь вернули в систему здравоохранения, сознание сотрудников аптек тоже постепенно начало меняться. Фраза «точно, как в аптеке» раньше была мерилом любой профессиональной порядочности и совестливости. Чем теперь могут похвастаться аптекари?
По мнению Ярослава Нилова, изменить ситуацию может лишь жёсткое нормативное регулирование: «Необходимо, законодательно ограничить бонусы, взять лучшее от закона по продуктовым сетям, учесть правоприменительный опыт ФАС, дать возможность отечественным производствам развиваться, а мелкому и среднему аптечному бизнесу в равных условиях конкурировать с крупным».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть