Новое правительство Австрии хочет обязать магазины бесплатно раздавать просроченные продукты, годные к употреблению.
Идея использовать «просрочку», раздавая её неимущим, не раз звучала и в России. Но официальные органы возражали: это может причинить вред здоровью граждан. Хотя тем же органам известно, как магазины перебивают даты на продуктах с истёкшим сроком годности, как на рынках охотно раскупают эту «просрочку» по цене в 2–3 раза дешевле. Так о чём же беспокоится власть: о здоровье граждан или о том, как бы бизнес не потерял прибыль?
Евгений Кексин, уральский ресторатор: Когда мой коллега, екатеринбургский предприниматель Иван Зайченко начал раздавать списанные продукты бедным, я искренне порадовался его инициативе. Хотя мне уже тогда было ясно, что его идея ему же и выйдет боком. Так и случилось: Роспотребнадзор назвал его действия нарушением и выдал предписание прекратить раздачу еды, а продукты уничтожить.
Я считаю так: пусть лучше люди едят «просрочку», чем умирают с голоду. Проблема в том, что все рестораторы боятся раздавать нереализованную еду. Боятся, что их закроют, боятся, что их неправильно поймут, иначе у Зайченко были бы сотни последователей. Ведь на предприятиях общепита ежедневно пропадает масса продуктов! Да, я бы не стал отправлять такую еду в детские дома. Но в России масса недоедающих стариков, пенсионеров, есть люди без определённого места жительства. Для них эта «просрочка» была бы настоящим спасением! Зачем, рискуя здоровьем, шарить по помойкам, если в ресторанах и столовых пропадает море еды?
Ситуацию необходимо менять. И не на уровне Роспотребнадзора, а на уровне правительства и Госдумы. Проблема не в чиновниках, а в политиках, точнее, в отсутствии политической воли. Если бы у нас на федеральном уровне был принят соответствующий закон, и я, и многие мои коллеги его бы поддержали. Мне сложно сказать, что можно было бы раздавать людям – хлеб, колбасу, какие-то полуфабрикаты… Что-то провести через термическую обработку. Но от того, что эти товары можно было бы использовать по назначению, выиграли бы и потребители, и мы, бизнесмены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции