США начали поставлять нефть в Белоруссию, сообщил министр иностранных дел республики Владимир Макей.
«Это стало возможным по итогам договоренностей, достигнутых в ходе визита в Республику Беларусь 1 февраля 2020 года государственного секретаря США Майка Помпео и встречи с президентом Беларуси Александром Лукашенко», — приводит слова Макея официальный сайт белорусского МИДа.
Импорт сырья из США в Минске считают элементом энергетической безопасности страны.
Диверсификация: от Норвегии до Америки
До недавнего времени ключевым поставщиком нефти в Белоруссию была Россия: Минск стабильно импортировал около 20 миллионов тонн сырья в год. Все изменилось в прошлом году, когда белорусские власти сочли слишком высокой стоимость российского сырья и начали искать альтернативных поставщиков.
Дело в том, что до 2019 года Минск закупал российскую нефть беспошлинно. Но в нашей стране изменилась налоговая политика: экспортные пошлины постепенно обнулятся, зато увеличится налог на добычу полезных ископаемых. К 2024 году налогами будет облагаться вся добываемая в РФ нефть. Российские нефтяники получат от государства бюджетные субсидии, а вот для Белоруссии стоимость черного золота приблизится к мировой. Собственно, это и не устраивает Минск, даже несмотря на обещанную Москвой компенсацию в 1,5 миллиарда долларов. По подсчетам президента Белоруссии Александра Лукашенко, российский налоговый маневр обойдется его стране в 10,5 миллиарда долларов.
Минск уже покупает нефть у Саудовской Аравии, Азербайджана, Норвегии и США.
«Работа со всеми странами, у которых мы уже нефть купили — азербайджанскую, норвежскую, — и нашими новыми партнерами, такими, как Саудовская Аравия и США, будет продолжаться», — цитирует ТАСС первого вице-президента Белоруссии Дмитрия Крутого.
«Дружба» не кончилась
По данным «Белнефтехима», 17 мая из США должен был выйти танкер с 80 тысячами тонн нефти марки Bakken. В начале июня судно прибудет в Клайпеду, откуда сырье по железной дороге доставят в Витебскую область.
Вместе с тем Минск продолжает закупать российскую нефть с прокачкой по трубопроводу «Дружба», но от альтернативных маршрутов и поставщиков не отказывается.
Так, в начале мая Дмитрий Крутой сообщал, что после снятия карантина в Польше Белоруссия начнет обсуждать вопрос о возможных поставках американского топлива через эту страну.
А по словам Александра Лукашенко, Вашингтон может выделить Минску дешевый кредит на строительство нефтепровода из Балтики в Белоруссию.
Между тем цена, по которой Минск импортирует американскую нефть, не разглашается. Как говорил Лукашенко, Майк Помпео сам предложил Белоруссии сырье по конкурентным ценам.
Впрочем, по мнению независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, с экономической точки зрения особой выгоды от закупки нефти в США для Белоруссии нет. Во-первых, сырье марки Bakken, которое Минск получит в июне, является сланцевым, из него получится меньшая гамма нефтепродуктов, чем из нефти российского сорта Urals. Существующим в Белоруссии предприятиям, «Нафтану» и Мозырскому нефтепереребатывающему заводу, все-таки лучше использовать Urals, чем Bakken, дающий ограниченное количество и объем фракций, говорит эксперт.
«Кроме того, транспортироваться до Клайпеды топливо будет две-три недели, потом его еще надо перелить в цистерны и отправить по железной дороге в Белоруссию. То есть речь идет о периодических поставках, проигрывающих по стабильности получению нефти из „Дружбы“, по ней черное золото можно забирать в любое время, не ожидая, когда прибудут цистерны по железной дороге», — подчеркивает Хазанов.
Объем сырья в 80 тысяч тонн, который Минск закупил у США, ничтожно мал, учитывая, что в прошлом году Белоруссия импортировала 18 миллионов тонн топлива и экспортировала за границу 10,5 миллиона тонн нефтепродуктов. Даже собственная добыча нефти в республике в 2019 году была в разы больше: 1,69 миллиона тонн.
«Исходя из этих цифр можно сказать, что внутреннее потребление нефти в самой Белоруссии составляет 7,5-8 миллионов тонн в год. Это означает, что для поставок топлива из США потребуется порядка 100 танкеров в год и их еще надо найти. Свободных танкеров сейчас нет и не предвидится, их фрахт стоит огромных денег, поэтому нынешний невысокий уровень мировых цен на нефть на руку Минску не сыграет.
Я даже допускаю, что нефть после прибытия танкера в Клайпеду поедет в цистернах на Мажейкяйский нефтеперарабтывающий, принадлежащий польскому концерну Orlen, где ее переработают и продадут. Белоруссия же, в свою очередь, получит нефть из Польши по реверсу, по деньгам сделают взаимозачет», — рассуждает Хазанов.