Примерное время чтения: 12 минут
1023

«России нужен такой союзник». Собираются ли объединиться РФ и Беларусь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Соблюдайте карантин — сидите дома! 01/04/2020
Самосвал «БелАЗ-75710» – самый большой в мире самосвал грузоподъёмностью 450 т. Сегодня белорусский завод, их производящий, процентов на 60 работает на российский рынок.
Самосвал «БелАЗ-75710» – самый большой в мире самосвал грузоподъёмностью 450 т. Сегодня белорусский завод, их производящий, процентов на 60 работает на российский рынок. / Виктор Толочко / РИА Новости

Недавно премьер-министр РФ Михаил Мишустин назвал Беларусь стратегическим партнёром и основным союзником России в СНГ. Почему это партнёрство то и дело проходит испытание на прочность? Рассматривается ли сценарий объединения двух государств в одно? Какие совместные экономические проекты помогут нас сблизить? Об этом «АиФ» рассказал госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота.

Нефть и газ — не главное

Виктор Юрьев, «АиФ»: Григорий Алексеевич, президент Лукашенко недавно заявил о том, что Россия принуждает Беларусь к интеграции, пытается лишить суверенитета. А в чём вообще разница между углубленной интеграцией, к которой вроде бы обе наши страны стремятся, и объединением двух государств?

Григорий Рапота: Во-первых, в договоре от 1999 года есть 6-я статья, в которой чётко говорится: каждый из участников Союзного государства сохраняет суверенитет. Но вместе с тем, каждый вправе делегировать какие-то полномочия наднациональным органам. Во-вторых, и Путин, и Лукашенко заявляли совершенно однозначно, что наши страны не собираются объединяться в одно государство.

Конечно, гипотетически, как результат общих усилий по созданию единого экономического, энергетического, транспортного и прочих пространств, как венец всей этой работы, возможно и создание единого государства. С общей Конституцией, с общими органами управления. Но пока об этом речь не идет. Так или иначе, на сегодняшний день никаких договоренностей на этот счет не существует.

— Если говорить о конкретных вопросах наших взаимоотношений, то какой из них самый важный — вопрос о ценах на российские нефть и газ?

— На мой взгляд, отношения между Россией и Белоруссией всё же не сводятся только к вопросу компенсации за российский налоговый маневр и цены на газ и нефть. Хотя это важные факторы, спору нет. Союзное государство — это геополитический проект, и он развивается, несмотря на все наши споры и трения. Как в любом геополитическом проекте, в нём есть внешнеполитический аспект, есть военный, социальный, экономический, научно-технический аспекты. И, например, в военной области сотрудничество достаточно плотное, отработанное. У нас существует региональная группировка войск, куда входят все Вооружённые силы Белоруссии и Западный военный округ РФ. В случае кризисных ситуаций эта группировка переходит под единое командование и действует как единый механизм. А в мирное время два министерства обороны проводят учения, и штабные, и полевые, причем ежегодно — один раз на территории Белоруссии, один раз на территории Российской Федерации.

Плодотворно сотрудничество во внешней политике, в науке, в социальной сфере, в культуре... Если же говорить об отношениях между двумя государствами в целом, то я убежден: их сохранение и развитие — в интересах и России, и Беларуси. Иначе мы бы не достигли того уровня взаимодействия, который у нас есть. Сложности, проблемы существуют, но надо искать возможности для их решения, а не искать виноватых. Для меня, как гражданина Российской Федерации, очевидно — нам нужен такой союзник, как Беларусь. Так же, как желательно иметь союзника и в лице Украины, и в лице Казахстана и всех остальных, кто окружает Российскую Федерацию. Наличие таких союзников создает для страны комфортную среду обитания и служит целям национальной безопасности.

Должен произойти разрыв шаблона. По этой логике Беларусь ассоциируется с драниками, мачанкой и бульбой. Кстати, Россия для некоторых — тоже страна хохломы, водки и балалайки.

— Правильно ли мы понимаем, что укрепление Союза с Белоруссией — это не сиюминутный вопрос, это может занять и 10 лет, и больше?

— Конечно, это постоянный процесс, который может или ускориться, или замедлиться. Он может и вовсе остановиться. Но мы все в Союзном государстве, повторюсь, заинтересованы в том, чтобы его поддерживать. 

И бульба, и томографы

— Некоторые считают, что Беларусь — не очень продвинутая аграрная страна....

— Должен произойти разрыв шаблона. По этой логике Беларусь ассоциируется с драниками, мачанкой и бульбой. Кстати, Россия для некоторых — тоже страна хохломы, водки и балалайки.

Но это не так, Беларусь — высокотехнологичная страна. Есть в ней , например, такая компания как EPAM. Знаете, сколько в ней программистов работает? 50 тысяч! Из них 15 тысяч на территории республики, а остальные — в филиалах в 10 странах. Или мессенджер Viber — это изобретение белорусских специалистов. В Минске также производится медицинское оборудование — томографы и так далее. 80% этой продукции экспортируется в Россию. 

Другая белорусская частная компания производит тренажеры для российских истребителей. Вообще, в свое время Беларусь, наряду с Украиной, служила сборочной площадкой для всего Советского Союза. Электронная промышленность, машиностроение, прочие высокотехнологические отрасли были в сфере компетенций этой республики. 

Кстати, на программной базе EPAM в республике создан Парк высоких технологий. Государство в него вложило, как утверждают, всего 500 тыс. долларов —просто отдали под парк недостроенную многоэтажку, и все там разместились. При этом доходность Парка высоких технологий составила 1,5 млрд долларов в 2018 г. и 2 млрд долларов — в 2019-м. Так что судите сами. 

Это не значит, что в белорусской экономической модели нет недостатков. Но давайте не умалять ее достоинства и перспективность работы в союзном формате. 

Будет ли новая дорога? 

— Есть идея строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая пройдет и через Беларусь. Для чего она нужна?

— Надо ли нам что-то такое строить, чем смогут воспользоваться и россияне, и белорусы? И для чего нужна скоростная железная дорога? Допустим, чтобы съездить в Литву на выходные, белорусу надо потратить всего 2,5 часа туда (на электричке или на машине), плюс 2,5 часа обратно. В Польшу от Минска — примерно три с половиной часа, от Бреста 20 минут. 

Псков превратится по сути в пригород Санкт-Петербурга — 250 км, это менее часа езды по ВСМ. А весь путь от Питера до Минска займет не более 3 часов.

А до Москвы или Санкт-Петербурга им добираться минимум 5 часов — это если самолетом, считая дорогу в аэропорты. Поезд из Минска в Питер идет 13-14 часов! Это одноколейная дорога с разъездами на вокзалах, только наполовину электрифицированная. Прошлый век в прямом смысле слова. До Москвы — 720 км — ехать поездом 10 часов. То есть белорусы от России физически удалены.

Москва и Санкт-Петербург — культурные центры, которые готовы принимать туристов, имеют соответствующую инфраструктуру и хотят зарабатывать деньги. Белорусы ездят в две российских столицы по бизнесу, к родным, россияне в Беларусь — в санатории, отдохнуть, подлечиться — самолеты в обычное время заполнены, спрос на билеты велик. 

Поэтому мы и предложили проложить высокоскоростную дорогу из Санкт-Петербурга в Гамбург через территорию Белоруссии, причем, главным образом, за частные деньги . Проект оценивается в 30-40 млрд долларов. Сейчас мы прорабатываем эту идею. Выгоду должны получить все. Губернатор Пскова, например, говорит — если вы ВСМ построите , это будет великое дело. Псков превратится по сути в пригород Санкт-Петербурга — 250 км, это менее часа езды по ВСМ. А весь путь от Питера до Минска займет не более 3 часов. Кроме того, вокзал и привокзальная территория высокоскоростных дорог дают в 5 раз больше дохода, чем прилегающие к ним 100 км путей. Наконец, это будет грузопассажирская дорога, что вдвойне выгодно. 

Но самое главное — мы объединим усилия россиян и белорусов в работе над созидательным совместным проектом. У нас же таких проектов пока, к сожалению, остро не хватает. 

Белорусские журналисты в ходе наших поездок иногда выясняют, что цена на конкретный товар в России ниже, чем у них дома, несмотря на транспортные расходы. И даже огорчаются по этому поводу.

— На ваш взгляд, как россияне и белорусы относятся сегодня друг к другу, в свете не всегда простых политических, экономических отношений между нашими государствами? 

— В массе своей, у жителей России к белорусам очень доброжелательное отношение. Считают их трудолюбивыми, аккуратными. Кстати, много белорусских граждан работает в российском строительном бизнесе. В Смоленской области, посмотрите: водители в автохозяйствах — все белорусы. Побывал за последние годы в десятке регионов России, в том числе со мной ездили белорусские журналисты. Отношение к Беларуси — искренне уважительное, да и товары ее представлены практически в каждом российском городе. Цена-качество потребителей удовлетворяют. Мы же все понимаем, что товары из Азии очень часто закупаются поставщиками по принципу «чем дешевле, тем лучше», пять рублей за тонну. В Беларуси такого качества просто нет. И своим местом в магазинах российских городов они дорожат. 

Скажу больше: белорусские журналисты в ходе наших поездок иногда выясняют, что цена на конкретный товар в России ниже, чем у них дома, несмотря на транспортные расходы. И даже огорчаются по этому поводу. Что делать, российский рынок поглощает большие партии, отсюда и разница в цене. 

От космоса до Арктики

— Какие программы Союзного государства вы считаете наиболее успешными? 

— У нас относительно небольшой бюджет — около 5 млрд рублей. Больше половины, 3,5 млрд — это как раз экономические программы Союзного государства. Они носят не инвестиционный, а инновационный характер, нацелены на создание нового продукта. Есть великолепные изобретения — в сфере металловедения, материаловедения, медицины, электроники, в сфере геодезии и использования космического пространства для исследования недр земли и т.д.

— То есть по большому счету весь бюджет Союзного государства равен бюджету не очень большого и не особенно шикующего российского города?

— Верно, причем даже не «миллионника». Но он позволяет нам вести программы и предлагать перспективные концепции новых программ. 

Например, мы анонсировали программу «Комплекс-СГ». Ее цель — получать в реальном времени данные из космоса о том, что происходит на земле. Сейчас у группировки российских спутников время съемок составляет от 10 до 36 часов, это долго. Спутники сделаны с учетом технологий двадцатилетней давности. Их вес — до двух тонн, высокое энергопотребление и низкие разрешающие способности съемки — порядка метра, никого уже не устраивают. Современные спутники выдают картинку с разрешением в 25 сантиметров. Чтобы достигнуть таких результатов, нужно создавать современную элементную базу, которую затем можно разместить на спутнике. Это еще одно направление программы «Комплекс-СГ». Срок использования спутника на орбите должен увеличиться до 8-10 лет .

Или создание новых технологий полимерных материалов . Во всем мире сегодня работают над снижением расходов по созданию компонентов, эргономичностью, легкостью конструкций. Даже для простых проводов требуется сегодня принципиально другая изоляция. Она должна учитывать погодные колебания, выдерживать большой перепад температур. И Россия, и Беларусь сырье для производства изоляционных материалов вынуждены пока покупать за границей. Создать свое сырье поможет программа «Новопол». 

Очень перспективны работы в области аддитивных технологий. Они заменят знаменитый еще со времен СССР станок ЧПУ. Работникам не надо стоять у оборудования, дергать за ручки, достаточно запрограммировать машину . Программа «Аддитивность» объединит многие моменты высокотехнологичных отраслей — программное обеспечение, серверные и расчетные базы. На выходе должна получиться не просто деталь, а готовый продукт. 

-Планируются ли новые программы в социальной сфере?

— Программа «Социальная адаптация» самая приближенная к жизни и далекая от науки. Она должна помочь совершенствованию пенитенциарных служб Союзного государства, в том числе улучшению условий содержания в колониях несовершеннолетних. В результате реализации программы надеемся обеспечить непрерывность и преемственность воспитательной и психологической работы с момента заключения под стражу и до момента освобождения несовершеннолетних правонарушителей, улучшены условия их содержания, организована более успешная социальная реабилитация и адаптация в общество.

— А какие ещё у нас есть совместные созидательные проекты, за рамками союзных программ? 

— Есть в Беларуси предприятие «Амкадор», которое выпускает дорожные машины. Они сейчас строят филиалы в России, поскольку это большой рынок. Скажем, «БелАЗ» процентов на 60 тоже работает на российский рынок, хотя у них большой сбыт и за рубежом. Трактора МАЗ — это в основном Россия. Кстати, в Череповце построен филиал тракторного завода.

В Антарктиде у белорусов есть свои станции, они там постоянно находятся. Опять же — где Беларусь, и где Антарктида... Я не буду преувеличивать их значимость в сфере науки и техники, но есть у них несколько технологий, достаточно прорывных.

— Кстати, если вернуться к новым созидательным проектам. Известно про совместный проект освоения Арктики. Где Белоруссия, и где Арктика, что мы здесь можем делать совместно? 

— К примеру, белорусы спроектировали лёгкий железнодорожный транспорт. Ничего принципиально нового с точки зрения науки и техники в нем нет, но есть одна важная деталь: если обычный тепловоз весит под 80 тонн, то этот — всего 8 тонн, и при этом тянет за собой состав из небольших грузовых или пассажирских вагончиков. В условиях Арктики это было бы незаменимо, потому что там обычные железные дороги прокладывать нельзя. А этот поезд может перемещаться по легко возводимой эстакаде, которая, помимо прочего, не будет мешать миграции животных и влиять на окружающую среду. 

Кстати, в Антарктиде у белорусов есть свои станции, они там постоянно находятся. Опять же — где Беларусь, и где Антарктида... Я не буду преувеличивать их значимость в сфере науки и техники, но есть у них несколько технологий, достаточно прорывных. Помимо программирования, о чём я уже сказал, есть наработки по станкостроению, приборостроению, электромобилям . 

Сейчас в России строится «Меридиан» — частная, платная автодорога из Казахстана в Европу. Она пройдет через Гомельскую область и далее на Запад. И неслучайно владелец этой компании хочет привлечь именно белорусов с их технологиями строительства дорог. 

Друг у друга как дома

— Что мешает более тесной интеграции наших двух экономик?

— Наверное, все же недостаточно гармонизированное законодательство и наличие барьеров во взаимной торговле. 

— Зато у нас фактически не осталось барьеров, которые бы мешали жителям двух республик общаться, ездить друг к другу.

— Да, социальная сфера нашего сотрудничества достаточно развита — с точки зрения обменов, пенсионного обеспечения, перевода пенсий. Тут действительно проделана большая работа и было бы жалко это потерять. Очень много сделано для того, чтобы белорусы не чувствовали себя иностранцами в России, а россияне там. Общность языка, легкое устройство на работу друг у друга — все это у нас есть.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах