«Потребитель — всегда крайний»
По результатам мониторинга, эксперты Общественной палаты сделали вывод, что стоимость продуктов питания в России существенно выросла, заявил руководитель рабочей группы Общественной палаты по агропромышленному комплексу Михаил Попов. По его словам, с июля 2010 года по июль 2013 года расходы соотечественников на продовольственные товары увеличились на 43 %, а за последний год — на 8 %.
Рост цен, по мнению экспертов, обусловлен рядом факторов — в частности, это неблагоприятные погодные условия, приводящие к падению урожаю. Однако, как подчеркнул Попов, если оптовые цены растут, вместе с ними увеличиваются и розничные, но после того, как оптовые рано или поздно стабилизируются, розничные в лучшем случае остаются на прежнем уровне, но никогда не уменьшаются. «Эта тенденция происходит, на мой взгляд, по одной причине — конкуренция в каналах продаж недостаточна, иначе было бы движение. Снижение цен на пшеницу происходит незамеченным для потребителя, а вот рост цен на хлеб он видит», — объясняет он.
С Поповым солидарны и его коллеги, так, по словам ответственного секретаря рабочей группы ОП РФ по агропромышленному комплексу Александра Чернова, отсутствие конкуренции в розничных сетях, рынках и магазинах приводит к росту цен, и это отсутствие, по оценке эксперта, ощущают 15–20 % соотечественников.
Кроме того, немаловажную роль, спровоцировавшую увеличение цен на продукты, сыграло вступление России в ВТО, одной из основных задач которого было снижение цен для населения. «Мы отмечаем, что такого эффекта не наблюдается, некоторые цены притормозили, но потом везде начался рост. <…> На присоединении к ВТО заработали те, кто занимается продажей, переработкой, но не потребители», — рассказывает Попов.
В результате воздействия на стоимость продуктов ряда факторов ситуация складывается таким образом, что за повышенную себестоимость товара приходится расплачиваться покупателю. «Потребитель — крайний, а ответить он может только уровнем покупательской способности, а этот уровень — это прямой вектор развития экономики, чем он ниже, тем недоразвивается экономика, вот мы и падаем», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский в рамках пресс-конференции, прошедшей в мультимедийном центре РИА Новости.
Молочные реки
Весьма тяжёлая ситуация после присоединения к Всемирной торговой организации сложилась в российской молочной отрасли — резко увеличился импорт, в то время как внутреннее производство снизилось, ряд российских производств закрылись, а сотрудники этих предприятий остались без работы.
По словам председателя Общественного совета при Минсельхозе РФ Андрея Даниленко, импорт молока вырос на 20 % — в прошлом году он составлял 8 млн тонн, а в этом уже более 9 млн тонн. Эксперт подчёркивает, что иностранные производители получают субсидии от государства, в России такие субсидии отсутствуют, следовательно, наша продукция дороже импортной. После вступления России в Таможенный союз и, особенно, в ВТО отечественные производители перестали быть конкурентоспособными, в результате чего также вырос импорт.
«В результате мы за один этот год потеряли объём производства молока настолько, что мы до конца года упадём обратно на уровень 2005 года по объёмам производства. Всё, что вкладывалось в рамках нацпроектов за последние 8 лет, а речь идёт о сотнях миллиардов рублей, мы за один год потеряли», — объясняет Даниленко, добавляя, что ситуация с падением собственного производства обусловлена тем, что не были предприняты меры по поддержке молочной отрасли. Как следствие, «мы потеряли сотни миллиардов инвестиций и собственный рынок».
Эксперт отметил, что сегодня на душу населения в РФ употребляется только 50 % молока от медицинской нормы, а по сравнению с западными нормами — только треть.
И это только начало, уверен Даниленко, по его подсчётам, по итогам года стоимость молока может вырасти ещё на 10 %, поскольку «вытеснение российского производителя с собственного рынка привело к тому, что сегодня импортёры, видя дефицит на нашем внутреннем рынке, начинают взвинчивать цены». Более того, эксперт прогнозирует, что в результате этой тенденции может увеличиться и количество фальсификатов, потому что многие производители не захотят пугать потребителя ростом цен и будут вынуждены увеличить процент такой продукции. Причём является приобретённый товар фальсификатом или нет, в домашних условиях практически невозможно — чаще всего качество сомнительных товаров может определить экспертиза. Впрочем, по словам Даниленко, есть возможность обезопасить себя от молочных продуктов, состоящих из растительных компонентов. Эксперт рекомендует покупателям обращать внимание на цену товара: «Если видите пачку сливочного масла за 70 рублей, а рядом за 30 рублей, задумайтесь, почему».
Исправить ситуацию на молочном рынке может только соответствующая господдержка, которая не должна уступать той, которую получают наши иностранные конкуренты, работающие на российском рынке, уверен Даниленко.
Контроль над ЖКХ
Мониторинг цен Общественной палаты включает в себя не только продовольственные продукты, но и другие товары и услуги, в частности тарифы ЖКХ. Стоимость коммунальных услуг, по последним данным опроса ФОМ, волнует всё больше людей — 50 % россиян говорят, что ощутили существенный рост тарифов ЖКХ. «По нашим данным, мы называем очень аккуратные цифры — порядка 20–25 %, в некоторых случаях рост ещё выше», — рассказывает Чернов. Для того чтобы почувствовать, насколько выросла плата за ЖКХ, эксперт рекомендует сравнить квитанцию за месяц до роста тарифов и после. Для тех, у кого стоимость услуг зашкаливает, Общественная палата открыла горячую линию, где будут приниматься жалобы на необоснованный рост тарифов ЖКХ. Телефон бесплатной горячей линии: 8-800-700-8-800, жалобы принимаются с 9:00 до 18:00 без выходных.