Эксперты «АиФ» ответили на самые популярные вопросы о происходящем в ЕС.
Поможет ли новый план?
В конце октября был согласован ряд мер для вывода Евросоюза из кризиса. Принято решение о списании половины греческого долга — старые долговые обязательства будут обменены на новые под более низкий процент.
— С учётом того, что уже сейчас греческие гособлигации торгуются по ценам
Официально | |
---|---|
«Россия не хранит свои сбережения в греческих ценных бумагах, — рассказали „АиФ“ в пресс-службе Минфина РФ. — Для сохранения используются ценные бумаги развитых стран с рейтингом не ниже 2А». Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) могут быть вложены в долговые обязательства следующих стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Швеции. На деньги из ФНБ можно приобретать ещё и ценные бумаги Испании. |
Также решено увеличить до 1 трлн евро европейский фонд финансовой стабильности. Главный вопрос: где взять на это деньги? Германия, например, уже отказалась использовать на эти цели свои золотовалютные резервы. Понятно, что менее богатые страны делать этого тоже не станут. Авторы нового плана надеются на неких «частных» инвесторов. Делались громкие заявления, что частично финансировать спасение Европы готов Китай. Однако Поднебесная, судя по выступлениям китайских чиновников, решила взять паузу.
— Китай вряд ли будет помогать Европе, у него слишком много внутренних проблем, — говорит Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики. — Так что неминуемо придётся включать печатный станок. А это приведёт к новому вливанию денег на финансовые рынки — таким образом, Европа не уходит от спекулятивной модели экономики, а лишь раскручивает её ещё больше. Давно нужно было во всём мире ввести налог на финансовые операции (эту инициативу французского президента Николя Саркози на саммите не одобрили. — Ред.), что поумерило бы пыл спекулянтов. Но США это неинтересно, а Россия собирается сделать из Москвы мировой финансовой центр, и такое нововведение ей якобы только помешает.
Получается, в Европе по-прежнему борются лишь с симптомами болезни, но не лечат её саму.
Чем грозит «грекопадение»?
— Если дефолт Греции и её выход из ЕС всё-таки состоятся, это будет мощным стимулом для развёртывания нового экономического кризиса, — продолжает Игорь Николаев. — Крупнейшие европейские банки — держатели греческих долговых бумаг — могут стать банкротами. Затем в отсутствие кредитования проблемы начнутся в реальном секторе. Но дело в том, что эти банки работают и кредитуют и в США, и в Азии, поэтому поднятая волна банкротств распространится по всему миру. К сожалению, время, когда Грецию можно было отрезать от ЕС с минимальными потерями, уже упущено. Это надо было делать год-полтора назад.
Однако есть и другие мнения. По словам Александра Осина, греческие облигации до недавнего времени уже торговались на уровнях, учитывающих 100%-ную вероятность дефолта. То есть рынок уже учёл риск «грекопадения», и сильного влияния оно, возможно, не окажет.
Зачем нам испанские долги?
В начале октября помощник Президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что Россия рассматривает возможность покупки долговых обязательств Испании, а позже уточнил, что помощь еврозоне может составить 10 млрд долл. Откуда такая щедрость?
— Всем, и самому Дворковичу, совершенно очевидно, что часть этих средств будет безвозвратно потеряна, — считает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и соцдвижений. — Но почему эта идея (при наличии огромных проблем внутри России) всё-таки обсуждается? Дело в том, что нам нужно как-то поддерживать хрупкую финансово-долговую стабильность, которая сейчас есть в Европе. Это гарантия, что цены на нефть не пойдут вниз и мы не останемся с нашим «сырьевым» бюджетом у разбитого корыта. По схожей причине и Китай рассматривает возможность вложений в Европу. В Поднебесной не хотят терять этот рынок сбыта товаров своей промышленности. Но и наши 10 млрд, и возможная помощь Китая измученной евроэкономике — мёртвому припарка. Краха избежать не помогут, а лишь на время стабилизируют её состояние.