Цены на родео
По данным Росстата, рост цен на топливном рынке - около 20% годовых, вдвое с лишним выше запланированной правительством инфляции. Свежа в памяти и весна, когда в регионах не хватало бензина, а цены на него взлетели.
Участники рынка боятся грядущего дефицита из-за новых стандартов качества топлива. По действующему техрегламенту выпуск в оборот автомобильного бензина стандарта «евро-2» допускался до 31.12.10, «евро-3» - до 31.12.11. Но нефтяные компании не успели модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы...
Помимо смягчения технологических правил с целью расширения предложения топлива мощный рычаг влияния государства в борьбе с ростом цен - прямое вмешательство в процессы ценообразования. Весной ФАС требовала от крупных нефтяных компаний не злоупотреблять монопольным положением. Правда, на прошлой неделе в Краснодаре федеральный арбитражный суд не удовлетворил иск региональных антимонопольщиков к ЛУКОЙЛу и «Роснефти» о якобы имевшем место ценовом сговоре.
Несколько наших нефтегигантов прямо или косвенно контролируются государством. А значит, у правительства всегда есть возможность надавить на них, чтобы заставить удерживать низкие цены.
Деньги на ветер
Но административные механизмы, противоречащие рыночной логике, часто дают отрицательный экономический эффект и на дальнюю перспективу. Как нефтекомпаниям поддерживать низкие цены на бензин, порой работая в убыток, если в то же время им надо делать масштабные инвестиции в модернизацию НПЗ? А если опять «попросят» снизить цены? Деньги на ветер?
Второй «негатив» - такой административный ресурс рождает богатую почву для злоупотреблений региональных властей. Сейчас компании федерального уровня по договорённости с правительством поставляют в регионы дешёвый бензин. А местные власти всеми силами стараются перенаправлять его в «карманные» автозаправочные сети. Они и придержать бензин могут, пока у «федералов» на их заправках дешёвое топливо не кончится, а потом продать втридорога да и экспортировать, в том числе по разного рода серым схемам, если повезёт. Как бы тяжело ни было, нефтяные гиганты стараются держать значительный запас топлива. Та же государственная «Роснефть» ориентируется на 20-дневный запас бензина в регионах, где она работает. Потребители надеются, что это не изменится под влиянием «внешних обстоятельств», формируемых некоторыми региональными властями.
Играть против рынка, против экономической логики, нельзя - это очевидно. Начни ограничивать в приказном порядке цены на продукты - полки в магазинах опустеют, а цены на рынке продолжат расти. Почему же кто-то думает, что с бензином будет иначе?