«АиФ» уже писал о том, чем грозит россиянам отмена сертификации продуктов питания. Но, оказывается, потребителя обманывают не только в супермаркетах.
— Государство сложило с себя ответственность за защиту граждан, — считает Пётр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ. — Только за прошедший год в организации, защищающие права потребителей, обратились 360 тыс. граждан. Инициировано несколько тысяч судебных исков. С 1995 года мы проводим опросы по всей стране. Выяснилось, что 80% россиян как минимум 1 раз за год сталкиваются с некачественными товарами и услугами.
Доход на миллион, штраф на копейки
А сколько смертей происходит из-за отравлений, травм, связанных с потребительской продукцией! Задумайтесь, почему средний российский мужчина живёт на 12 лет меньше европейца, а женщина — на 7 лет? Потому что во всех сферах жизни, начиная с производства продуктов питания и заканчивая здравоохранением, мы имеем дело с низкосортными товарами и плохим обслуживанием. При этом люди в массе своей не знают, куда обращаться в случае обмана.
Государство оставило простых граждан один на один с недобросовестным производителем, которому не страшны ни уголовная ответственность (она отменена), ни административная (штрафы — мизерные). Закрываются муниципальные органы по защите прав потребителя, которые раньше действовали при каждом муниципалитете. Власти уходят от ответственности за наше здоровье и кошелёк.
С отменой сертификации продуктов питания и без того плачевное положение потребителя только усугубилось. Раньше, чтобы получить сертификат, производитель привозил на экспертизу образец продукта — обычно он соответствовал всем требованиям. А потом по этому разрешению он мог продавать всё что угодно — никто не проверял. И всё же была хоть какая-то защита, теперь и её нет.
Тем временем производителю выгодно обманывать покупателей. Миллионные доходы несопоставимы со смешными штрафами (в 2008 г. в среднем наказывали на 5 тыс. руб.). Для сравнения: в США неверные данные на этикетке караются 100 тыс. долл. штрафа или лишением свободы до 3 лет. Если продукция или услуги предоставляются без должной документации — 250 тыс. долл. или до 5 лет тюрьмы.
Смотри, что ешь
Теоретически за качеством продуктов следит Роспотребнадзор. По вашей жалобе он придёт в магазин с проверкой — но только с разрешения прокуратуры. В суд можно обратиться, если вы готовы доказать, что информация на упаковке отличается от реального состава продукта. Для этого придётся заказать лабораторные исследования. При этом моральный ущерб суды, как правило, оценивают не выше 5 тыс. руб., а разбирательства длятся годами.
Мой совет — не берите наиболее дорогие и самые дешёвые продукты. Покупайте или в крупных сетевых супермаркетах (они стараются держать марку), или в небольших магазинах, продавцы которых вас давно знают и прежде не обманывали.
От редакции
Эксперты возмущены: никто ни за что не отвечает, мы сами должны заботиться о своей безопасности. По слухам, хотят отменить ещё и медицинское лицензирование. Если это произойдёт, больным, видимо, придётся проверять наличие квалификации у доктора, прежде чем он сделает укол. Защитники прав потребителей написали открытое письмо президенту и премьер-министру с просьбой остановить вакханалию и защитить людей.
Железные дороги
Каждый, кто хотя бы раз ездил на пригородной электричке, знает, что их довольно часто отменяют — нередко по несколько поездов в день. А ведь стоимость билетов рассчитывалась, исходя из затрат на обслуживание полного расписания. Значит, мы платим и за пустые рельсы.
ЖКХ-тарифы
— Коммунальщики не отчитываются в том, какие именно услуги они предоставили вам в этом месяце и на что потрачены ваши деньги, — говорит Герман Ломтев, гендиректор Российской жилищной федерации.
— Кроме того, при оплате квитанции за услуги ЖКХ часть суммы вы отдаёте Сбербанку за обработку и доставку вашего платежа адресату, — продолжает Пётр Шелищ. — Граждане об этом узнали только недавно. В некоторых регионах нам удалось снизить эту комиссию до 0,5-0,9% от платежей.
Подробнеe о тарифах — на с.
Здравоохранение
— Из 600 тыс. врачей около 130 тыс. не подтверждали свою квалификацию в течение последних пяти лет. Мы не можем знать, соответствуют ли их знания современным требованиям медицины, — рассказывает Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов». — Неудивительно, что экспертизы только в стационарах выявили почти 4 млн дефектов медпомощи. Кому пожаловаться? Некому. Ещё в 2008 г. права контроля за соблюдением стандартов медпомощи были переданы от Росздравнадзора субъектам страны. Они же являются собственниками учреждений здравоохранения — то есть контролируют себя сами. До сих пор в России нет уполномоченного по правам пациента, как это принято во всех цивилизованных странах.
Образование
— За качество образования никто не отвечает, — говорит Виктор Панин, зампредседателя комитета «Общества защиты прав потребителей образовательных услуг». — А между тем образовательные учреждения существуют в том числе и за счёт средств налогоплательщиков, которые имеют право на получение качественных услуг. Но все стратегические решения, которые касаются этой сферы, принимаются отдельными госдеятелями без широкого обсуждения. Мнение тех, кто этими услугами пользуется и их оплачивает, не учитывается.
Связь
Во всём мире, кроме России, абонент, меняя сотового оператора, может сохранить свой номер. Получается, что наше право на выбор более выгодного тарифа ограничено.