Примерное время чтения: 7 минут
12905

Неурожай или жажда наживы? Что стоит за сообщениями о дефиците гречки

Более половины всех посевов гречихи в России приходится на Сибирь и Урал. Сложные погодные условия, сложившиеся в регионе в этом году, привели к потере урожая и, как следствие, могут спровоцировать дефицит гречки, предупреждают ритейлеры.

Как минимум к 20-процентному росту отпускных цен на крупу готовятся в X5 Retail Group.

«Мы получили письма от наших поставщиков гречки 27 октября, что поставки будут прекращаться. Часть поставщиков просто остановили поставки с 27 и 28 октября», — сообщила агентству пресс-секретарь Metro Cash&Carry Оксана Токарева.

О повышении цен со стороны поставщиков ТАССу также сообщили представители сети АШАН. «Приостанавливают или ограничивают отгрузку и прогнозируют повышение цен на 50–60 %», — отмечает официальный представитель сети АШАН Андрей Творогов.

Разобраться с сообщениями о росте оптовых цен на гречку пообещали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

«Для уточнения ситуации в ближайшее время мы свяжемся с Российской ассоциацией мукомольных и крупяных предприятий, а также с нашими территориальными управлениями, которые расположены в тех субъектах, где сосредоточено производство гречки, в частности это Алтайский край, Татарстан, Башкирия», — цитирует ТАСС начальника Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС Анну Мирочиненко.

Гречневый кризис

Гречка не в первый раз становится сначала «дефицитным», а затем выросшим в цене продуктом. В 2010 году раздутый производителями и СМИ фарс привёл к резкому удорожанию и даже исчезновению с прилавков гречневой крупы. Производители «поймали волну», поняв, что сейчас их товар востребован как никогда, и резко подняли его стоимость, однако обеспокоенные раздутыми слухами об исчезновении гречки соотечественники продолжали приобретать крупу. За 8 месяцев 2010 года (с января по август) гречка выросла в цене на 62 %. Слухи о дефиците крупы не подтвердились, а через некоторое время цена продукта опустилась до разумного уровня.

Грозит ли России дефицит соли →

«Видимо, определённые риски в ряде регионов Сибири и Урала сейчас действительно присутствуют. В случае гибели значительной части урожая, помимо потерь сельхозпроизводителей, основным негативным фактором может стать сокращение предложения на локальных рынках базовых сельскохозяйственных культур, в том числе круп. Это теоретически создаёт предпосылки для роста розничных цен. Тем не менее, не думаю, что сейчас речь идёт о серьёзных угрозах для ценовой конъюнктуры и каких-либо выраженных негативных последствиях для потребительского сектора», — пояснил АиФ.ru Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

По его словам, нынешняя ситуация сильно отличается от «гречневого кризиса» четырёхлетней давности. Тогда, напоминает Клягин, неурожай наблюдался практически на всей территории страны — валовые сборы гречихи сократились более чем на 30 %. «В этом году ситуация совсем другая. Урал и Сибирь пострадали от неожиданного циклона Ливия, в результате которого за несколько дней выпала месячная норма осадков в виде обильного снегопада. Вместе с тем, в целом по стране урожай в этом сезоне высокий, по зерновым культурам — один из самых больших за последние годы — более 104 млн тонн, сборы гречихи также формируются на высоких уровнях. В такой ситуации выпадающие объёмы локального производства могут быть без серьёзных издержек замещены за счёт поставок из других регионов, что будет нивелировать возможные ценовые колебания в рознице», — рассказывает Клягин.

Выводы эксперта подтверждают данные Национального союза зернопроизводителей (НСЗ), по оценке которого потерю урожая на Урале и в Сибири компенсирует валовой продукт.

«В текущем году под этой культурой в ряде регионов ЦФО и ПФО площади были увеличены, а валовый урожай превышает показатели прошлого года. На этих территориях гречиха убрана полностью», ― говорится в сообщении НСЗ.

В свою очередь в Минсельхозе ожидают урожая гречихи на уровне 104,2 млн тонн в чистом виде.

Сообщения о дефиците как предлог задрать цены

В России периодически появляются сообщения о том, что тот или иной продукт может стать дефицитным. Как правило, они приводят к ажиотажному спросу на товар и, как следствие, к росту цен. Хотя чаще всего предпосылок для этого не было.

В прошлом году СМИ предупредили о резком росте цен на красную икру, ссылаясь на низкий объём вылова лососевых. По данным Союза промышленников и предпринимателей Камчатского края, с начала путины (сезон интенсивного рыболовства — ред.) вылов лососевых не превысил 50 тысяч тонн, что вдвое меньше прошлогодних показателей за аналогичный период. Впрочем, новость о подорожании икры не успела спровоцировать панику среди населения — информацию о грядущем дефиците продукта оперативно опровергли в Росрыболовстве. Глава ведомства Александр Савельев рассказал АиФ.ru, что на прилавках икры «лежит по пояс». По его словам, слухи об увеличении стоимости икры не что иное, как желание создать ажиотажный спрос на этот продукт.

В ноябре, когда закончилась путина, резкого взлёта цен на красную икру не произошло.

Или ещё одна история, произошедшая несколько лет назад в российских регионах. Из тульских, брянских, воронежских, курских, калужских магазинов исчезла... соль. Этот продукт, одной стандартной упаковки которого хватает на долгий период, тогда рекордно подорожал — сразу в десять раз. Кстати, тогда производители не высказывали особой радости, что их товар расходится «на ура», ведь запасённой соли потребителям хватит на несколько десятилетий, следовательно спрос на этот продукт резко упал, и главное, на весьма продолжительный срок.

К сожалению, подобные ситуации, в которых при поддержке СМИ или «сарафанного радио» соотечественники бездумно скупают какой-то товар (порой не первой необходимости), не являются редкостью для России. Эксперты связывают это с таким понятием, как «генетическая память», когда население по опыту своих предков в неограниченных количествах покупает продукт, который якобы должен стать дефицитным, но чаще всего им не становится.

Чаще всего такие «вбросы» информации о росте цен или исчезновении продукта искусственно создаются производителями, желающими увеличить прибыль или избавиться от залежалого товара. Специалисты рекомендуют не нестись сломя голову в магазин, чтобы скупать гречку, соль, красную икру, спагетти и прочие продукты на фоне неподтверждённых сообщений в СМИ. В большинстве случаев покупатели приобретают якобы дефицитные товары в таком количестве, в каком не в состоянии употребить даже в течение нескольких месяцев (а в случае с солью — лет!). Как следствие, продукты портятся, а радость от удачного приобретения «последней» упаковки гречки быстро проходит после того, как на прилавках появляется новая крупа по более низкой цене.

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах