Большая часть поглощений, прошедших с начала кризиса с участием госкомпаний, мотивировалась оказанием экстренной помощи.
— Обычно, когда бизнесмен ошибается, появляется эффективный игрок, который становится новым собственников и решает за него проблемы, — рассуждает аналитик Артем Архипов. — Государство оказалось тем самым более успешным собратом, который готовился к худшему сценарию, накопил деньги и не растратил административный ресурс.
Отбиваются от активов
Президент, премьер-министр и правительственные чиновники многократно заявляли, что о национализации экономики речь не идет, приоритет
Глава РСПП Александр Шохин бьет в набат: проблема чрезмерного присутствия государства в экономике вышла на принципиально новый уровень
Ожидалось, что особенно активно на рынке будут действовать госкорпорации. Но руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов сетует: более 400 разномастных компаний были получены от государства в неудачное время. По его словам, треть активов находится в предбанкротном состоянии, их совокупная кредиторская задолженность превышает 600 млрд рублей. В результате Сергею Чемезову не до покупок частных компаний, оказавшихся в тяжелом положении. Хватает своей головной боли. Хотя он и не против передачи в управление 40% акций «Норильского никеля», заложенных под кредиты в ВЭБ и ВТБ. Но это уже иная история.
Нашли повод
Проникновение госкапитала в экономику не кажется значительным. И, тем более, настолько критичным, чтобы поколебать даже хлипкие рыночные устои. Зато настораживают методы отъема собственности в случае интереса к конкретному предприятию.
— За время кризиса в оборонке появилось три крупных примера национализации с элементами экспроприации, когда оказывалось силовое давление на владельцев НПО «Сатурн», Уфимского моторостроительного ПО и Амурского судостроительного завода, — говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Два случая на счету «Оборонпрома», а фактически бесплатный переход в госсобственность Амурского завода — личная заслуга Владимира Путина.
Премьер публично обвинил Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения в неэффективном хозяйствовании, приведшем к трагедии (во время испытаний атомной подводной лодки «Нерпа» в ноябре 2008 года погибло 20 человек — Ред.), за что тот и лишился актива.
— Но так ли неэффективны были менеджмент и собственник, — удивляется Константин Макиенко, — если в труднейших условиях завод выполнил заказ, изготовив подлодку? Да и авария произошла не по его вине.
Но таких эпизодов немного.
— В целом российские власти проявляют даже больший либерализм, чем правительства США или Великобритании, где под контроль государства перешли уже целые отрасли экономики, — размышляет преподаватель ГУ ВШЭ Евгений Надоршин. — Для меня это стало сюрпризом. У нас же немало случаев, например, в банковской системе, когда госкомпании входят в капитал коммерческих структур, предпочитая привилегированные, а не голосующие акции. Тот факт, что они не воспользовались 100%-ными шансами голыми руками взять банки оптом и дешево — показателен.
По мнению аналитика «Брокеркредитсервиса» Севастьяна Козицына, опасности излишнего огосударствления нет.
— Для финансовоемкой промышленности это даже хорошо, немного хуже может быть для предприятий, работающих в конкурентной среде, вроде розницы или недвижимости, — говорит эксперт. — Тенденция наблюдается одна: реально проблемные активы переходят во владение государства, но не под управления.
Проблема эффективности
Угроз от огосударствления как минимум две. Первая — традиционное снижение эффективности работы компаний под госуправлением.
— С 2001 по 2007 годы по объему добавленной стоимости нефтянка выросла на 49%, а газовый сектор, где отсутствует конкурентная среда, снизился на 5%, — аргументирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. — Остальная экономика, где много частного капитала, выросла на 64%.
Второй отрицательный момент — консолидация с участием государства чаще всего происходит в непрозрачном пространстве. Никто не считает нужным подробно информировать
— Огосударствление экономик — мировая тенденция последнего столетия, Россия не исключение, — резюмирует Евгений Надоршин. — В XX веке государство взяло на себя роль гаранта в связи с неким общественным договором с частным бизнесом. И нынешнее усиление роли есть ни что иное, как выполнение своих обязанностей в рамках этого самого договора.
Источник: журнал «Финанс.»