Вернувшимся в Россию брендам придется заново завоевывать любовь покупателей, рассказал aif.ru ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Сергей Смирнов. Он объяснил на примере Sprandi, с чем могут столкнуться фирмы после простоя на рынке и почему большое количество новых марок выгодно для покупателей.
Китайский бренд Sprandi может вернуться в Россию, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на базу Росакредитации. Эта марка была популярна в России в 90-х и 2000-х годах. Бренд выпускал спортивную обувь и одежду. Фирма позиционирует себя как альтернативу топовым брендам по доступной цене. В 2009 году Sprandi ушли с рынка РФ, потому что обороты их бизнеса упали и накопились долги перед кредиторами и поставщиками.
Экономист Сергей Смирнов считает, что ответ на вопрос о том, задержится ли новая марка на российском рынке, зависит от качества вещей. Если кроссовки от нее будут рваться через два-три дня после покупки, то люди не станут приобретать эту модель снова. Sprandi придется заново зарабатывать любовь покупателей.
«Доходы у населения снижаются, потому что реальный уровень инфляции выше официального. Одежда этого бренда будет выполнять ту же самую функцию, что вещи других марок. В ней можно сходить в поход, слазить в горы, ездить на велосипеде. Кроме того, многие россияне забыли фирму Sprandi. Но если ее товары будут более дешевыми, а качество окажется на хорошем уровне, то она найдет своего покупателя», — объяснил эксперт.
Экономист напомнил, что, несмотря на санкции, россияне продолжают одеваться в вещи привычных фирм. Часть из них смогла остаться на российском рынке благодаря ребрендингу. Например, Cropp переименовали в Cr, Bershka открылась под вывеской Ecru, а вещи от Pull & Bear продает марка DUB.
Объявившие о своем официальном уходе бренды поставляют на полки по параллельному импорту. Так на маркетплейсах появились вещи от H&M, а в техномаркетах — смартфоны от Apple. Но этот способ ненадежен и серьезно поднимает цену товаров, отмечает Сергей Смирнов. «Параллельный импорт гораздо дороже прямых поставок. Схемы сложнее, логистика не такая удобная, нужно заплатить каждому посреднику. Какое-то время это будет работать, но такую возможность могут закрыть новым пакетом санкций», — рассказал экономист.
Чтобы сохранить привычные бренды на российском рынке, некоторые дистрибьюторы налаживают прямые поставки в Россию вещей от ушедших марок и открывают новые фирменные магазины под другими названиями. Теперь джинсы от Levis можно купить в JNS, кеды от Puma продают в Amazing Red, а майки Adidas начали продавать под брендом ASP.
Эксперт уверен, что такое обилие брендов позволяет сохранить деньги покупателей. «Конкуренция всегда идет на пользу потребителя. Нет монополистов — значит, нет бешеного роста цен. С точки зрения государственной политики приходу новых марок никто препятствовать не будет. Это идеологический вопрос, способ показать сколько фирм хотят сотрудничать с Россией», — объяснил Сергей Смирнов.
В феврале-марте 2022 года многие марки одежды ушли из России из-за начала СВО. Сначала Zara, Nike, H&M и другие бренды приостановили работу, но после многие бутики не открылись.
В ответ на это российские власти разрешили параллельный импорт. Это позволило продавать на территории РФ брендовые вещи без разрешения их правообладателя.
После ухода из России европейских марок Казахстан, Китай, Белорусия, Индия, Турция и другие страны стали рассматривать возможность открытия у нас своих магазинов. Новые бренды до сих пор предлагают нам свои товары.