Хватит ли денег на льготников?
Главный вопрос, который волнует москвичей, – это, конечно, денежный. Останутся ли прежние компенсации, сохранятся ли льготы и выплаты?
«Бюджет Москвы, как и прежде, социальный. Более половины всех средств будут направлены на образование, здравоохранение, социальную защиту москвичей, культуру, развитие спорта – то есть на все сферы, которые являются значимыми и определяющими в жизни москвичей, – говорит мэр Москвы Сергей Собянин. – Безусловно, для того чтобы бюджет пополнялся, необходимо уделять внимание развитию экономики, малому и среднему бизнесу, поддержке промышленности, науки и инноваций. Все эти параметры в бюджете заложены».
Если говорить о конкретных цифрах, то город готов тратить на социалку свыше 1,3 трлн рублей каждый год. (Стоит напомнить, что в текущем году на это направление расходуется немногим меньше – 1,2 трлн рублей.) Если учитывать оплату медицинской помощи из Московского городского фонда ОМС, то финансирование социальных расходов в 2019 г. составит свыше 1,5 трлн рублей.
Непосредственно на доплаты к пенсиям, льготный проезд в общественном транспорте, жилищно-коммунальные услуги и лекарственное обеспечение уйдёт 414,4 млрд рублей. Эти деньги не съест инфляция. Данное утверждение справедливо и для других основных госпрограмм. В частности, рост инфляции (4,9% в 2019 г.) полностью покрывается увеличением расходов на образование (плюс 12,4%), здравоохранение (плюс 11,4%), культуру (плюс 13,2%).
Инфляция – не помеха
Вопрос «Откуда взять столько денег?» не является злободневным, хотя мегаполис давно избавился от нефтегазовой зависимости. Да, ещё 8 лет назад главной опорой столичного «кошелька» были компании нефтегазового сектора, которые обеспечивали треть налогов на прибыль, поступающих в казну Москвы. В сумме это было 18% от общего объёма доходов. А сегодня данный показатель снизился до 5%, и такие проценты не могут играть главной роли. На данный момент у столицы вообще нет бюджетообразующих отраслей экономики, и это очень хороший фактор. Постоянство доходов обеспечено разнообразием видов деятельности. Дело в том, что последние годы Москва планомерно вкладывает деньги в развитие перспективных отраслей, где важен профессионализм работников и где экономический эффект от грамотной концентрации производств наиболее высок. В результате такой политики с каждым годом увеличиваются налоговые поступления от компаний, занятых финансово-кредитной деятельностью, информационными технологиями и связью, научными исследованиями, торговлей.
Стабильность бюджета позволяет Москве в полную силу запустить не только программу реновации, но и программу «Мой район», благодаря которой и на периферии появится качественная городская среда. Стоит напомнить, что для каждого района создана индивидуальная «дорожная карта». В неё можно и нужно вносить изменения, причём горожане могут оставлять конкретные наказы на сайте Сергея Собянина sobyanin.ru (раздел «Мой район»). Получается, мы – москвичи – способны влиять на расходование бюджетных средств. И чем больше людей выскажет своё мнение, тем больше пользы от всех преобразований, планируемых в мегаполисе. И последнее: если вы хотите самостоятельно изучить все статьи столичного бюджета, это можно сделать на сайте budget.mos.ru. У города нет секретов от нас.
Мнения экспертов
Руководитель столичного Департамента финансов Елена Зяббарова:
– На сегодняшний день достигнута устойчивость бюджетной системы города. Поэтому Москва может позволить себе существенное увеличение ассигнований, в первую очередь социального характера. Это выплаты москвичам старшего возраста, многодетным и малообеспеченным семьям, семьям с детьми-инвалидами. Расходы на здравоохранение, образование, культуру, социальную поддержку населения растут существенно быстрее, чем расходы на другие отрасли (по материалам выступления в Мосгордуме).
Председатель Московской городской думы Алексей Шапошников:
– Работа над проектом бюджета стала приоритетным направлением деятельности депутатского корпуса в течение всего ноября.
Напомню, что объём доходов бюджета запланирован на уровне 2 трлн 326 млрд рублей. Расходы планируются в объёме 2 трлн 602 млрд рублей. Планируемый дефицит – 12%. Такой дефицит является безопасным при любых, в том числе неблагоприятных, сценариях развития экономики. Более 90% бюджета направляется на реализацию 14 городских программ.
Председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев:
– Принятый бюджет действительно сбалансированный, причём не только по доходам и расходам, но и по соотношению средств, выделяемых на важнейшие городские программы.
Отрадно отметить, что все принципиальные вопросы по улучшению системы социальной поддержки населения, которые поднимались нами ранее, были учтены разработчиками закона, все меры поддержки льготных категорий граждан обеспечены необходимым финансированием.