Об этом сообщил Виктор Двуреченских, председатель Контрольно-счётной палаты Москвы, назвав это решение едва ли не бюджетной революцией. В предыдущие годы на осуществление подобных проектов выделялось не более трети городских расходов.
На пять лет отмерь
— На 5 лет планировать в условиях, когда ты не всё определяешь, очень рискованно, — уверен В. Двуреченских. — Что имею в виду? Например, налоговую политику. Не дай бог, что-то изменится: допустим, крупные налогоплательщики из Москвы переедут в Санкт-Петербург или ещё в какой-то город. А у нас доходная часть бюджета на 85 с лишним процентов зависит от налоговых поступлений. Понимаете, какой риск? Тем не менее город сознательно пошёл на это по инициативе мэра. И на это у С. Собянина были все основания. Что такое госпрограмма, если объяснить по-человечески? Это страницы книги, которые позволяют, если внимательно прочитать, увидеть весь город. В начале
5 из 18 программ — первоочередные. Самые большие расходы планируется направить на программу «Социальная поддержка жителей города Москвы», что неудивительно, ведь главный финансовый документ столицы традиционно социально ориентирован — 22% бюджета.
Развитие транспортной системы потребует ещё примерно столько же (21,4%), столичное образование — 16,9%, здравоохранение — 13,2% и жилищная программа (в Москве предполагается в течение пяти лет ежегодно сдавать по 750 тыс. м² социального жилья) — 8,5%.
Из общей суммы запланированных расходов 1,702 трлн руб. бюджетные программы получат 1,534 трлн (при равномерном ежемесячном финансировании).
И больше главам департаментов не придётся устраивать ежегодную «драчку за деньги», перетягивая для своей отрасли часть казны только затем, чтобы в будущем году финансирование на реализацию программы оставалось прежним.
Кстати, каждый москвич на интернет-портале «Открытый бюджет» может увидеть, как распределено финансирование госпрограмм и на какие цели выделяются средства. И ещё до утверждения проект программы проходит обязательное обсуждение на сайте правительства Москвы.
Замечания на будущее
К настоящему времени Контрольно-счётная палата Москвы провела экспертизу восьми проектов государственных программ: «Энергосбережение», «Информационный город», «Столичное образование», «Столичное здравоохранение», «Безопасный город», «Развитие транспортной системы Москвы», «Социальная поддержка жителей Москвы» и «Спорт Москвы». Завершается анализ «Культуры Москвы» и «Охраны окружающей среды», а по остальным ещё ведётся работа.
По мнению В. Двуреченских, аудит не готовых программ, а их проектов нужен для того, чтобы большую часть замечаний экспертов к моменту обсуждения проектов на правительстве города удалось учесть.