Не успела закончиться четырехлетняя тяжба между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины» в Стокгольмском арбитраже, как две компании вступили в новый судебный конфликт. Украинская компания пытается принудительно взыскать с «Газпрома» $2,6 млрд, которые причитаются «Нафтогазу» после решения суда в Стокгольме.
Сейчас украинские юристы пытаются арестовать имущество «Газпрома» по всей Европе, включая акции компаний «Северный поток AG» и «Северный поток-2 AG», которым принадлежат соответствующие газопроводы из России в Германию. В худшем для российской компании случае эти активы могут перейти Украине. Одновременно в Киеве требуют от «Газпрома» увеличить транзит газа через свою территорию, угрожая в противном случае взыскать до $11 млрд за обесценивание своей газотранспортной системы.
АиФ.ru поговорил с доцентом кафедры международной коммерции РАНХиГС Тамарой Сафоновой, чтобы выяснить, как эти тяжбы повлияют на будущее «Северного потока-2».
Глеб Иванов, АиФ.ru: «Нафтогаз» через различные суды пытается наложить арест на имущество «Газпрома» в Европе, в том числе на «Северный поток». Как эти аресты влияют на реализацию того же «Северного потока»?
Тамара Сафонова: Конфликт между «Газпромом» и «Нафтогазом» нельзя отделять от политической ситуации в Европе. После решения Стокгольмского арбитражного суда Украина чувствует себя более чем уверенно. Киев заинтересован в максимальном использовании своей газотранспортной системы. Он использует любые возможности, чтобы оказать влияние на сокращение грузооборотов «Северного потока» в Европу при посредничестве европейских чиновников.
Однако о полной приостановке работ над проектом «Северного потока-2» из-за действий «Нафтогаза» речи пока всё-таки не идёт.
— Может ли в теории «Северный поток-2» перейти в собственность «Нафтогаза», если «Газпром» откажется платить по решению Стокгольмского арбитража?
— Нет, это маловероятный сценарий. Во-первых, «Газпром», скорее всего, все-таки выплатит штраф. Во-вторых, несмотря на политизированность судебных решений, Евросоюз не заинтересован в том, чтобы весь транзит газа из России в Европу находился под контролем одной страны.
— Украинская сторона требует от «Газпрома» увеличить транзит газа через свою территорию, угрожая в противном случае взыскать с российской компании до $11 млрд за обесценивание своей газотранспортной системы. Неужели можно принудительно заставить другую страну вести транзит газа или любого другого ресурса через свою территорию?
— Компенсации за неиспользование максимальных пропускных возможностей транспортных систем, как правило, определяются договорами. Если следовать видению Украины, то любой производственный объект должен использоваться на полную мощность. Хотя понятно, что это не отражает рыночные подходы, связанные с балансом спроса и предложения. Если направление «Северный поток-2» более экономически эффективно, то спрос на транзит через Украину автоматически падает. Это элементарные законы рынка.
— Скоро состоятся переговоры с участием ЕС по будущему транзита через Украину после 2019 года. Как возникшая ситуация может повлиять на эти переговоры?
— Остается только надеяться, что европейские чиновники примут взвешенные решения. Хочется надеяться, что итоговое решение будет компромиссным. Например, добавится транзит газа в Европу через «Северный поток-2», но и останется устраивающий все стороны оптимальный объём транзита через Украину.