Украина признаёт, что введение в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» грозит ростом проблем. Во-первых, страна потеряет роль транзитёра российского топлива в ЕС, а во-вторых, столкнётся с осложнением импорта реверного газа из Европы. Как заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, Украина рассчитывает провести трёхстороннюю встречу с участием Брюсселя и Москвы по вопросу транзита.
Без транзита и реверса
«Если россияне напрягутся, строительство второй очереди «Северного потока» можно окончить к 2019 году. Тогда проблем у нас станет гораздо больше. Помимо потери транзита, нам станет намного сложнее покупать в Европе газ.
Решение о строительстве второй очереди «Северного потока» было принято в сентябре прошлого года на Восточном экономическом саммите. Ключевым акционером проекта является российский «Газпром» (51%); нидерландско-британской Shell, австрийской OMV, немецким E.ON и Witnershall досталось по 10%, а французской Engie — 9%. Трубопровод мощностью 55 млрд кубометров газа в год должен пройти по дну Балтийского моря до Германии. Цель проекта — сведение к минимуму транзита российского топлива по территории Украины. В 2019 году истекает транзитный контракт «Газпрома» с «Нафтогазом». Именно к этому сроку Москва и рассчитывает построить «СП-2», после чего роль ключевого транзитёра газа из РФ в ЕС достанется Германии.
Впрочем, возможность получать топливо без посредничества Украины устраивает далеко не все страны Евросоюза. Так, в декабре прошлого года ряд государств ЕС во главе с Польшей и Словакией обращались в Еврокомиссию с просьбой запретить «Северный поток – 2». Тогда президент Польши Анджей Дуда заявил, что проект угрожает энергетической безопасности региона. В свою очередь, польский премьер Дональд Туск подсчитал, что газопровод ещё больше увеличит зависимость европейских потребителей от российского сырья.
Но больше других против «СП-2» высказывается Украина. Именно она понесёт наибольшие потери после введения трубопровода в эксплуатацию: поставки газа из РФ через территорию Украины существенно снизится, равно как и плата, которую Киев получает за предоставление транзита. Пропускная способность газопровода в 55 млрд кубометров в год в целом перекрывает транзит топлива через Украину: в 2014 году экспорт российского сырья через её территорию составлял 59 млрд кубометров.
Об увеличении зависимости Евросоюза от российского газа предупреждал президент Украины Пётр Порошенко: «К сожалению, у «Северного потока – 2» только одна цель, и она политическая — сделать Европу более зависимой, сделать Украину, Польшу, Словакию, Хорватию и многие другие страны слабее».
Не только финансовые потери
Ежегодные потери Украины в случае лишения транзита Арсений Яценюк оценивал в 2 млрд долларов. Кроме того, Киев действительно может лишиться существующей сейчас возможности реверсных поставок российского газа из ЕС. А это может привести к повышению расходов на закупки топлива для собственных нужд. Для переживающей не лучшие времена экономики страны оба сценария незамеченными не пройдут.
«Помимо прямых финансовых потерь, произойдёт мультипликационный эффект, ведь украинская газораспределительная система завязана на магистралку, на газопроводы высокого давления, это четыре магистральных газопровода, которые проходят через Украину. По сути дела, газ поступает оттуда. Если Украина потеряет роль транзитёра, ГТС будет нерентабельна. Она балансирует на грани рентабельности при транзите чуть больше 60 млрд кубометров, а если меньше 60 млрд кубометров, то её в таком виде содержать невыгодно, она начнёт приносить убытки», — подчёркивает экс-пресс-секретарь «Нафтогаза», директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский.
«В этом случае придётся консервировать какие-то из маршрутов, РФ не будет поставлять газ по каким-то маршрутам, и, соответственно, нужно думать о том, каким образом организовывать газоснабжение для тех регионов, куда газ будет поступать со стороны восточной границы с РФ. Это проблема для Украины. Строительство дополнительных трубопроводов потребует дополнительных финансовых средств. Во-первых, нужно понимать, откуда их брать, а во-вторых, технически понимать, как перестраивать систему», — добавляет он.
Что касается сроков окончания строительства второй очереди «Северного потока», Дмитрий Эдерман из ThetaTrading полагает, что газопровод, скорее всего, будет введён не к 2019 году, а к 2020-му.
«На прошлом годовом собрании акционеров глава «Газпрома» Миллер говорил о планируемом вводе газопровода в эксплуатацию в конце 2019 года, а не в 2018 году. Да и действующий российско-украинский контракт по транзиту утратит силу только с 2020 года. Впрочем, пока нет никакой ясности по поводу того, даст ли вообще Еврокомиссия добро на реализацию этого проекта. То есть существует реальный риск его откладывания на более поздний срок или вообще отказа от его реализации», — замечает эксперт.
Прекратит ли «Газпром» транзит газа через Украину? Раньше российские власти неоднократно заявляли, что не будут продлевать контракт с Украиной после его истечения. Однако на практике, скорее всего, всё будет зависеть от того, как на тот момент будет складываться ситуация в самых различных аспектах и в первую очередь во взаимоотношениях между Россией и Украиной, считает Эдерман. «То есть российские власти смогут использовать вопрос транзита для того, чтобы добиться от Украины каких-то уступок — например, в крымском вопросе. С другой стороны, нельзя исключать, что ЕК поставит условием реализации СП-2 сохранение определённого объёма транзита через Украину. Наконец, свою роль может сыграть и поднятый главой украинского «Нафтогаза» Андреем Коболевым вопрос о транзитной мощности европейских ГТС: возможно, из-за их неспособности прокачивать необходимый объём для потребителей Восточной и Южной Европы «Газпрому» придётся часть газа всё-таки транспортировать через Украину», — резюмирует он.