«Северсталь» прекратила экспорт стальной продукции в страны Евросоюза, сообщил «Коммерсантъ». По данным источников «Интерфакса», «весь автотранспорт, который на момент объявления санкционного списка был в пути, разворачивали, где застали — и на погранпунктах, и у складских ворот клиентов».
Европейские клиенты «Северстали» принялись отказываться от российской стальной продукции после того, как владелец компании Алексей Мордашов попал в список лиц, в отношении которых власти Евросоюза ввели санкции. Теперь всем европейцам запрещены любые сделки с Мордашовым и подконтрольными ему компаниями, включая «Северсталь». Для европейских импортеров «Северстали» такое решение фактически означает «черную метку», поэтому они и стали расторгать контракты.
Для «Северстали» европейский рынок входил в число стратегических — компания отгружала в страны Старого света 2,5 миллиона тонн стальной продукции, зарабатывая в Европе 34% от всей своей выручки — порядка 3,9 миллиардов долларов.
Теперь перед «Северсталью» стоит задача переориентировать поставки на другие рынки. Это Азия, Африка или Латинская Америка, может быть, Австралия.
«Мы прекратили поставки в ЕС в связи с санкциями, наложенными на акционера. Перенаправляем товарные потоки на альтернативные мировые рынки», — говорится в сообщении пресс-службы компании.
Правда, потенциальные покупатели могут потребовать значительных скидок на металл под предлогом, что они будут приобретать его у «неблагонадежной компании», сами рискуя угодить под санкции Европейского Союза».
Но и для европейского рынка прекращение поставок «Северстали» ничего хорошего не сулит.
Местная черная металлургия страдает от чрезмерно высоких цен на энергоресурсы — стоимость коксующегося угля уже пробила отметку 400 долларов за тонну, природного газа — 2000 долларов за тысячу кубометров. Одновременно мощности сталелитейных и прокатных заводов не могут полностью удовлетворить спрос в Старом Свете.
«Северсталь» продавала в Европу продукцию хорошего качества и по приемлемым для потребителей ценам. Теперь она недоступна, и европейцам придется обращаться к другим поставщикам, которых в Европе не так уж и много.
Что это значит? На европейском рынке в ближайшие дни возможно формирование дефицита, который может быть ликвидирован двумя способами. Первый — европейские металлургические предприятия увеличивают производство. Но это непросто на фоне дороговизны топлива и может занять несколько месяцев. Второй — вырастет импорт, главным образом, из Китая, крупнейшего производителя стали на планете. Этот сценарий совсем невыгоден металлургам Старого Света, периодически сталкивающихся с демпингом из КНР.
От прекращения поставок российской стали пострадают самые разные отрасли экономики Европейского Союза и прежде всего автомобилестроения: из ее проката изготавливались детали для таких производителей, как Mercedes, Volkswagen, BMW и Porsche. Также «Северсталь» продавала сталь для нужд строительства и производства бытовой техники.
Соответственно, цены на стальной прокат в Европе сейчас взлетят, больно ударив по всем бывшим клиентам «Северстали». Им станет гораздо затратнее и сложнее выпускать автомобили, бытовую технику, строить дома, ведь придется приложить усилия для поиска поставщиков, способных обеспечить достойное качество продукции и цены не выше, чем были у «Северстали». В итоге Европейский Союз, как и в случае с «Северным потоком-2», сам себя наказал.
Источники информации:
https://www.kommersant.ru/doc/5238819
https://www.interfax.ru/business/825644