В числе процессов интеграции, которые идут на постсоветском пространстве, стоит и образование с последующим функционированием Евразийского экономического союза. Так, в сфере интересов оказались активная внешнеторговая экспансия российского бизнеса. Все они ставят перед таможенными органами России новые вызовы.
Однако помимо вызовов и проблем, в частности работы по прерыванию контрабандного потока, новые экономические реалии рождают также и новые возможности, продуцируют успехи. От работы таможни, наряду с налоговыми органами, зависит степень наполняемости федерального бюджета.
Это не пустые слова и абстрактные цифры — это совершенно конкретные дороги, школы, поликлиники, детские сады и больницы. Это работа на общее благо и государственный интерес. И таможня в уходящем году отработала на своем ведомственном треке довольно эффективно. Важно отметить, что во многом успешное выполнение планов по цифровизации таможни и усилению контроля в пунктах таможенного пропуска стало возможным благодаря личной позиции руководителя ФТС России Владимира Булавина, который смог наладить эффективную работу ведомства.
В 2019 году по результатам проверочной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (в том числе совместно с иными государственными органами) выявлен ущерб, причиненный экономическим интересам государства в результате нарушения законодательства, на сумму порядка 25,7 млрд рублей. Для сравнения, за 2018 год таких нарушения удалось выявить почти в полтора раза меньше, на сумму в 16,3 млрд рублей. При этом в виде пеней и дополнительных сборов было доначислено порядка 16,6 млрд рублей (за 2018 год — 11,2 млрд рублей). Значительно, практически в 11 раз, выросла сумма конфискованных товаров — с 100 млн рублей в 2018 году до 1,1 млрд в уходящем 2019 году.
При этом таможня активно работала и с другими государственными органами — на основании материалов таможенных проверок доначислено платежей, а также наложено штрафов на сумму 8 млрд рублей. Тут также имеется позитивная динамика по сравнению с 2018 годом — тогда по этим позициям было взыскано лишь 5 млрд. Важным направлением работы ФТС России в 2019 году стало функционирование мобильных групп. В уходящем году ими было проверено больше 77 тысяч транспортных средства, при этом нарушения установлены при проверке 7 268 транспортных средств, выявлено 102 810 тонн товаров, запрещенных к ввозу в нашу страну, в том числе почти 3,8 тысячи тонн «санкционных» товаров. В итоге по выявленным нарушениям возбуждено 1 307 дел об административных правонарушениях и 61 уголовное дело.
В целом следует отметить, что таможенная служба не просто занимается пусть и важной, но уже довольно рутинной и привычной работой по «ловле» контрабандистов и охоте за «санкционкой». Служба идет в ногу со временем и меняется в соответствии с трендом на цифровизацию. Начиная с 2018 года ФТС России проводит масштабную реформу таможенных органов. Создается единая сеть электронных таможен и центров электронного декларирования. Это «цифровые» таможенные органы, которые работают исключительно с документами в электронном виде.
К концу 2020 года они станут основными местами электронного декларирования товаров. Если до начала реформы в стране было 672 места таможенного оформления, которые большей частью находились на коммерческих площадях, то по окончании реформы их станет 16, при этом находиться они будут исключительно на площадях, принадлежащих государству.
По состоянию на декабрь 2019 года функционируют 12 ЦЭДов (8 специализированных и 4 в составе региональных электронных таможен). Они оформляют более 67% всех деклараций в стране. В 2020 году будут запущены еще 4 электронные таможни: Центральная, Северо-Западная, Южная и Дальневосточная.
Создание ЦЭДов исключает физический контакт оформляющего инспектора с бизнесом, тем самым уменьшая коррупционную составляющую. В результате проводимого реформирования недобросовестный бизнес потерял большую часть влияния на процессы таможенного оформления, были разорваны личные контакты участников внешнеэкономической деятельности с выпускающими декларации инспекторами.