Турецкий парламент ратифицировал соглашение по газопроводу «Турецкий поток» — 210 депутатов ратификацию поддержали, 7 выступили против, 6 воздержались. Теперь закон должен принять президент республики Реджеп Тайип Эрдоган, после чего соглашение вступит в силу.
Как заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, в обозримом будущем соглашение о строительстве «ТП» должно поступить на подписание в российский парламент. «Давайте не будем торопиться, но я думаю, что в обозримом будущем досье поступит в Госдуму на ратификацию. С нашей стороны ещё остаются некоторые вопросы на правительственном уровне», — заявил Слуцкий ТАСС.
Возвращение Потока
Межправительственное соглашение по «Турецкому потоку» Москва и Анкара подписали в октябре 2016 года. Тогда министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что работы по строительству газопровода начнутся в следующем году, а закончатся — в конце 2019 года. Морской участок первой нитки «ТП» будет строить Россия, сухопутный — Турция.
Вообще говоря, решение по «Турецкому потоку» Москва и Анкара приняли два года назад, когда из-за разногласий с Евросоюзом Россия отказалась от реализации другого трубопровода: «Южного потока», который должен был свести к минимуму транзит газа через территорию Украины. Задача «ТП» заключается в том же: поставлять «голубое топливо» в обход наших западных соседей. Ключевое отличие «Турецкого потока» от его предшественника в том, что в рамках «Южного потока» за инфраструктуру, проходящую по суше, отвечала Россия, в «ТП» решать вопрос с поставками топлива на турецкой границе предстояло импортёрам российского газа. Однако и с «Турецким потоком» возникли сложности, правда, не со стороны европейских чиновников, а со стороны турецких властей. В конце прошлого года турецкие военные сбили на границе с Сирией российский самолет, а Эрдоган отказался извиняться за инцидент. В результате отношения Москвы с Анкарой обострились, а реализация «ТП» была законсервирована. Решение о возобновлении работ по газопроводу стороны приняли лишь после того, как летом турецкий лидер принёс свои извинения.
Мимо Украины
«Ратификация „Турецкого Потока“ парламентом страны является технической процедурой. Обязанности сторон и договор о возобновлении работ был подписан министрами энергетики ещё 10 октября, тем не менее это достаточно важный в первую очередь для России момент. Мы говорим о том, что стороны не просто говорят о перспективах, а предпринимают конкретные шаги, направленные на реализацию, пожалуй, самого амбициозного проекта в сфере транспортировки энергоресурсов этой пятилетки», — отмечает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов.
Для России этот проект очень важен в свете судебного разбирательства с «Нафтогазом Украины» и фактической блокировкой второй ветки «Северного потока» польскими антимопонольщиками. По большому счёту ситуация с транспортировкой газа в ЕС осложнена, а действия Варшавы и Киева создают огромные риски по срыву поставок, в чём не заинтересованы страны Центральной Европы, которые не понаслышке знают, что такое остаться без топлива холодной зимой.
«Нельзя сказать, что строительство трубопровода через Турцию с учётом крайне нестабильных отношений между Москвой и Анкарой в связи с внешнеполитической деятельностью администрации Эрдогана и разногласий по сирийскому вопросу не нёсет в себе рисков, но, если сравнивать с Польшей и Украиной, Турция является куда более надёжным партнёром, поскольку развитие в качестве крупнейшего средиземноморского хаба по перевалке нефти соответствует интересам Анкары в свете обостряющихся отношений с ЕС», — поясняет Антонов.
На сегодняшний день проект предполагает строительство двух ниток трубопровода с пропускной способностью 31,5 млрд кубометров. Объёмы впечатляющие, но реализация «ТП» вряд ли приведёт к полному отказу от украинского транзита: экспорт российского газа через ГТС Украины оценивается более чем в 50 млрд кубометров в год. Тем не менее диверсификация поставок в любом случае выгодна России и позволит снизить риски срыва экспорта энергоресурсов в Европу.
«До окончания проекта ещё очень долго: он, если всё будет штатно, будет закончен в декабре 2019 года. Это три очень долгих года, и с текущей интенсивностью мировой политики и изменений в экономике России, произойти может что угодно, я думаю, даже проектировщики „Турецкого Потока“ не заглядывают так далеко. Пока отношения с Турцией наладились и позволяют его строить — нужно строить. Украина наверняка будет лоббировать запреты и другие альтернативные варианты, времени для этого предостаточно. „Нафтогаз“ уже испытывает некоторые неудобства в связи с тем, что приходится менять инвестпрограмму и закупать другое оборудование, более универсальное, чтобы быть готовыми к прекращению транзита российского газа через Украину. А украинская газотранспортная система устаревает, это нужно понимать. Что они будут делать, если „Газпром“ (по сути, единственный клиент) откажется от их газотранспортных услуг? И зачем они поднимают цены на транзит, тоже непонятно», — резюмирует Антонов.