В Госдуму 9 декабря внесен законопроект о выходе России из Международного Валютного Фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития. Стоит ли РФ оставаться в подобных организациях, aif.ru объяснил главный российский переговорщик по вступлению во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), советник АНО «Центр экспертизы по вопросам ВТО» Максим Медведков.
— Зачем нам сохранять участие в международных организациях типа МВФ, МБРР, ВТО и прочих?
— Россия является частью мировой экономики и продолжает извлекать доход от участия в международных экономических отношениях. Мы продолжаем торговать, инвестировать, привлекать капиталы, иным способом использовать преимущества международного сотрудничества. На этом фоне отказываться от членства в международных экономических организациях было бы странно, ведь именно в них обсуждаются, а часто и формируются «правила игры» в мировой экономике.
Действительно, не все они эффективны. Многие из них нуждаются в реформировании. Та же ВТО, функционал которой не обеспечивает эффективного решения некоторых задач, например, торговых споров. Но реформировать, находясь внутри, намного проще, чем занимая позицию стороннего наблюдателя. Выйти из международной организации просто — а вот вернуться обратно может оказаться проблематичным. Китай вышел из ГАТТ в 1949 году — и потратил 40 лет, сделал тысячи уступок, чтобы вернуться обратно. Так что торопиться не стоит.
— Нашему вступлению в ВТО дают полярные оценки. Оглядываясь с высоты 2022 года — оно того стоило?
— Безусловно, стоило. Наше взаимодействие с международной торговой системой всегда было и остается важным элементом развития нашей экономики, поэтому право участвовать в создании правил торговли, в применении этих правил имеет фундаментальное значение.
— А можете привести конкретные примеры положительного влияния членства в ВТО?
— Их много. В течение десятилетий российские производители продовольствия не могли нормально развиваться из-за жесткой конкуренции со стороны стран, предоставляющих своим хозяйствам экспортные субсидии. Россия поддержала инициативу о запрете этих субсидий — и теперь успешно расширяет свои позиции на мировых продовольственных рынках. Или другой пример. ЕС долго ограничивал объем российской стали при поставках на рынки Западной Европы, но после нашего присоединения к ВТО вынужден был снять эти ограничения, чем не замедлили воспользоваться наши металлурги.
В последние годы некоторые страны начали активно проводить политику экономического эгоизма, вводя ограничения на торговлю и инвестиции с одной целью — изолировать конкурентов от результатов научно-технического прогресса. Вовсю процветает экологический протекционизм — под зелеными лозунгами вводятся ограничения на импорт товаров, которые якобы наносят ущерб окружающей среде. Это серьезные вещи, которыми нужно заниматься на многосторонней основе, чтобы защитить и природу, и интересы экономических операторов, которые дают работу нашим гражданам и платят налоги в наши бюджеты. Альтернативы ВТО в решении этих вопросов по большому счету нет.
— Но издержки от участия в ВТО все же были?
— Даже оппоненты ни о каких явных проблемах не говорят. Дело в том, что правила ВТО дают возможность любой стране решить любую экономическую, регулятивную задачу- вопрос лишь в том, какие инструменты и в какой последовательности применить. Именно поэтому в ВТО взаимодействуют государства с принципиально разными взглядами на экономическое развитие — от чисто рыночных до плановых. И никто на выход не собирается. А наши партнеры по БРИКС, прежде всего Китай и Бразилия, являются наиболее активными участниками организации.