Вот уже 5 лет «Народная корзина» «АиФ» следит за ростом цен на продукты, «коммуналку», лекарства и проезд в 9 городах страны, расположенных в разных федеральных округах. По нашим данным, в 2015 г. инфляция оказалась более чем в два раза выше официальной! Как будут выживать россияне?
Читайте также: 13% — только верхушка айсберга. Сколько налогов мы платим на самом деле?
Тяжелее всего пришлось жителям Челябинска, Вологды и Краснодара — там в течение года цены росли особенно стремительно. А осенью инфляция рванула вверх в Ставрополе и Новосибирске (см. таблицу). Скорее всего, если бы «АиФ» отслеживал цены во всех городах и посёлках, то похожую картину можно было бы наблюдать во многих населённых пунктах страны. Каждый россиянин чувствует это по своему кошельку, когда платит за продукты в магазине, покупает лекарства в аптеке или оплачивает квитанцию за жилищно-коммунальные услуги.
Богатые и нищие
«Если посмотреть рейтинг регионов по уровню жизни населения, то беднее всего россияне живут в Калмыкии, Ингушетии, Тыве, на Алтае, в Крыму, Еврейской АО, Бурятии и Забайкальском крае, — рассказала «АиФ» Ирина Ильина, профессор, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ. — Если каждый россиянин в среднем тратит до 22 тыс. руб. в месяц, то в этих регионах потребительские расходы могут быть на уровне 6-7 тыс. руб. в месяц. Люди позволяют себе только самое необходимое и максимально дешёвое.
Напротив, лидерами рейтинга регионов по уровню жизни являются Москва и Московская обл., Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан, Свердловская обл. и некоторые «сырьевые» субъекты. Что печально: в этом году из середнячков к аутсайдерам стали приближаться многие промышленные регионы, в которых вслед за спадом экономики последовало ухудшение качества жизни населения: Оренбургская, Калужская, Челябинская области».
Как помочь?
Вместо того чтобы помочь беднеющему населению, местная власть зачастую ещё больше закручивает гайки. Повсеместно урезаются социальные расходы, отменяются льготы на проезд, изобретаются новые коммунальные оброки, повышается плата за детские сады и т. п.
Примеров, когда чиновники не «доят» своё население, а помогают ему, — единицы. Например, в российской столице мерами социальной поддержки пользуются почти 4,2 млн человек, то есть каждый третий москвич. В ряде других регионов помощь скромнее, но всё-таки она есть. Так, в Приморском крае в этом году каждому из 600 тыс. пенсионеров выделили по 1 тыс. руб. В Татарстане безработным дают по 117 тыс. руб. на открытие собственного дела. В Архангельске ветеранам и участникам ВОВ выписывают по 5 тыс. руб. на установку счётчиков или замену сантехники. В Тыве 1200 бедным семьям помогли закупить семенной картофель, а в Кирове уже три года многодетным выдают продуктовые карточки на 1 тыс. руб. для покупки вятских товаров.
В Вологодской обл. в следующем году обещают перейти на долгосрочное регулирование цен в коммунальной сфере, и тарифы ЖКХ не будут меняться в течение 3-5 лет. Впрочем, в одном из регионов уже была попытка снизить нагрузку населения по оплате «коммуналки». В Иркутской обл. заморозили тарифы ЖКХ на 2 года, и 1 июля 2015 г. для жителей области платежи действительно не выросли (в отличие от других регионов). Но люди радовались недолго. Осенью к власти пришёл новый губернатор и заморозку «разморозил». В результате с 1 декабря коммунальные тарифы в Иркутской обл. увеличатся на 8,4%.
Было бы желание!
«Если местная власть захочет, то она может помочь своему народу пережить кризис, — считает профессор И. Ильина. — Меры разные: регулирование цен в магазинах, продуктовые карточки, организация питания и др. Но куда более важно уделить внимание стимулированию экономической активности населения. Чтобы люди не ждали милостыню, а имели возможность заработать.
Многие градоначальники говорят: «У нас нет денег, мы ничего не можем». Могут! Муниципалитеты в силах спасти малый бизнес нулевыми арендными ставками, стартовыми пособиями, налоговыми льготами (они уже действуют в Татарстане, Краснодарском крае, Ненецком АО. — Ред.). От политики и инициативности местных властей многое зависит. Есть немало примеров, когда два города с одинаковыми стартовыми позициями при разном управлении пришли к совершенно противоположным результатам. В одном экономика работает, малый бизнес развивается, люди чувствуют себя нормально. В другом, наоборот, предприятия закрываются, инфраструктура разваливается и население находится на грани выживания».