Примерное время чтения: 18 минут
2440

Тотальная неухоженность. Дорогам, ЖКХ, медицине Удмуртии поставлен «неуд»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Чудесное исцеление 18/05/2016
Парадная сторона Ижевска.
Парадная сторона Ижевска. / Виктория Гудкова / АиФ

Журналист «АиФ» поехала в Удмуртию узнать, как она собирается исправлять свой имидж. 

Передовая... глушь?

Первое впечатление от Ижевска — неухоженность. Облезшие стены домов, тротуары в огромных трещинах, набережная, разделённая забором. На одной стороне — лавочки, фонари и дорожки для прогулок, на другой — откровенная помойка. И ладно бы это была столица какого-нибудь отсталого региона. Так нет же! В Удмуртии самая высокая концентрация оборонных предприятий в стране. Отсюда родом и известные на весь мир автоматы Калашникова, и ракеты «Тополь» и «Булава», и беспилотники. Здесь выпускают популярные автомобили «Lada Vesta» и «Lada Granta». А отличными молочными продуктами Удмуртия — край рискованного земледелия — снабжает не только себя, но и 60 других регионов. Почему же при таких успехах многим местным жителям, с которыми общалась корреспондент «АиФ», кажется, что они живут в забытой всеми глуши?

Дороги Ижевска. В октябре 2015 г. их признали худшими в Приволжском федеральном округе. А весной 2016 г. они стали ещё хуже. «Нынешний глава Удмуртии Александр Соловьёв — в прошлом дорожник, — рассказывает Алексей Попов, местный автомобилист. — Когда он избирался, то обещал навести порядок с дорогами. И в 2015 г. перед выборами в гордуму их действительно массово отремонтировали. Но так как денег не хватало, положили один слой асфальта, а второй пообещали доложить уже в 2016 г. В результате перед выборами дороги были гладенькими, но посмотрите, что с ними творится сейчас...» Говоря о дорогах, власти кивают на нехватку средств. Но, как выяснили активисты организации «Автомобилисты Удмуртии», Миндортранс республики тратит огромные суммы на разработку проектной документации на реконструкцию автодорог. Только за март разыграно тендеров на 45 млн. руб. Примечательно, что все тендеры в последнее время выигрывает одна и та же фирма «Автодормостпроект». Её гендиректор — депутат гордумы Ижевска Захар Милостивенко, который, по данным местных СМИ, приходится зятем главе Удмуртии.

Непарадная сторона Ижевска. Фото: АиФ/ Виктория Гудкова

Другая беда — оптимизация здравоохранения. Да, она идёт по всей стране, но в Удмуртии как-то особенно «успешно». «У нашего Минздрава есть цель: к 2018 г. сократить коечный фонд в республике на 3 тыс. коек, т. е. примерно на 20%, — говорит Андрей Коновал, оргсекретарь профсоюза работников здравоохранения „Действие“. — Сокращение идёт словно механически, без попыток смягчить ситуацию».

Люди говорят открыто: нас вытесняют в платную медицину. Так, в Сарапуле, городе со 100-тысячным населением, с нового года сократили койки в инфекционной больнице, а её реанимационное отделение вообще закрыли. «Через несколько недель мы увидели плоды этого решения, — возмущается Сергей Зайцев, ведущий новостей местной телекомпании. — Из одного района „скорая“ привезла в Сарапул мальчика с подозрением на менингит, а госпитализировать его оказалось некуда. Ребёнка мотали по больницам и в конце концов, так как температура продолжала повышаться, отправили санавиацией в Ижевск...» В прошлом году Росздравнадзор выяснил, что в регионе отсутствуют специализированные бригады «скорой». В Ижевске из 74 машин в рабочем состоянии лишь 47. Смертность от некоторых инфекционных и паразитарных болезней в Удмуртии за I полугодие 2015 г. выросла на 20,8%, от болезней системы кровообращения — на 28%, от болезней органов дыхания — на 17,4%.

Под бульдозер

В начале 2016 г. вся страна узнала о коммунальной катастрофе в Ижевске. Оказалось, что сети изношены на 70%, трубы прорывало одну за другой, в городе был введён режим ЧС. Ежедневно жители более 100 домов сидели без тепла и горячей воды. Глава республики обвинил в произошедшем ООО «Удмуртские коммунальные системы» («УКС»), которое арендует сети у Ижевска, и прежнюю администрацию города. Федеральные чиновники виновным назвали самого губернатора. И непонятно, что ждёт город следующей зимой. Администрация Ижевска вроде бы хотела расторгнуть контракт с «УКС», но потом вдруг заговорила о продлении соглашения.

Не понимают жители и градостроительную политику городских властей. «Ощущение, что для них земля — средство пополнения бюджета, — говорит Юлия Гулакова, активист Градсовета Ижевска. — Нашли свободный участок — продали. Об интересах горожан, сохранении культурно-исторического наследия, я считаю, не думают».

Ижевск, Удмуртия
Фото: АиФ/ Виктория Гудкова

В Ижевске идёт активное сопротивление точечной застройке. Активистам удалось отстоять бульвар Гоголя. Там собирались построить парковку для банка. И даже начали вырубать деревья....которые во время Великой отечественной войны посадили солдаты, отправляющиеся из Ижевска на фронт. Защитники зелёного сквера между домами на ул. Ленина тоже на время остановили стройку в их любимом уголке. Для этого некоторые из них даже бросились под гусеницы бульдозера. Правда, дальнейшая судьба сквера под вопросом. Застройщик обратился в суд. На его стороне — сильные юристы, а защищать народные интересы некому. Район набережной вокруг Ижевского пруда с уникальными объектами (корпус старого Ижевского оружейного завода, Дом-музей революционера И. Д. Пастухова, могильник около Дома пионеров, где в 60-е годы прошлого века были начаты раскопки, монумент дружбы народов, в народе именуемый «Лыжи Кулаковой», в честь знаменитой уроженки этих мест ), похоже, тоже отстоять не удалось. Пока территорию поделили на 40 участков и определили их застройщиков. Скорее всего, там возведут элитное жилье, и как культурно-исторический объект эта территория будет потеряна. До сих пор непонятна и судьба Холмогоровского леса. В предвыборную кампанию нынешний глава Удмуртии обещал его сохранить, но жители уверены, там все же построят торговый центр.

«Колбасные поезда»

В поисках позитивных удмуртских новостей еду к строящемуся мосту через Каму, который должен соединить город Камбарка с остальной республикой и сократить дорогу из Москвы до Екатеринбурга на 200 км. Первый в республике проект государственно-частного партнёрства стоимостью почти 14 млрд. руб. обещают закончить уже в этом году. Правда, есть одно «но». Дорога к мосту проходит через Сарапул. Ни улочки, ни мосты этого красивого старинного купеческого города на проезд фур не рассчитаны.

О строительстве объездной дороги пока только говорят...Кстати, под вопросом пока и стоимость проезда по новому мосту. Предварительные цифры, которые были озвучены, слишком высоки, особенно для грузовых авто. Некоторые местные бизнесмены уже заявляют, что при таких расценках продолжат пользоваться действующей сейчас переправой.

Вот чем точно Удмуртия может гордиться без всяких «но» — так это продуктами питания. «Мы покупаем удмуртское не потому, что патриоты, — говорят местные жители, — а потому, что и молочные продукты, и колбасы у нас действительно вкусные и качественные. Удмуртчане, которые живут в Москве, возвращаясь с малой родины, порой везут с собой чемоданы местных продуктов».

Удмуртская  республика  в  цифрах

  • Население - 1 517 164 чел. (30 место)
  • Средняя зарплата - 24 092 руб.(53 место)
  • Уровень безработицы - 1,2% (35 место)
  • Госдолг республики: 1.04.2014 - 30,6 млрд руб. 1.04.2016 - 46,7 млрд руб. (75 место)

*В скобках - место региона по этому показателю среди 85 субъектов РФ. 

По данным Росстата,  РИА Рейтинг

Ответ губернатора

«Недостатки будем устранять»

«АиФ»: В этом году граждане республики выходили на митинги против плохих дорог. Почему в регионе сложилась критическая ситуация с автодорогами? Каковы пути решения этой проблемы?

Александр Соловьёв, глава Удмуртии: Позвольте вначале привести пару цифр в контексте путей решения наших проблем, в том числе в части дорожной инфраструктуры.

По итогам 2015 года из всей суммы налогов, собранных на территории Удмуртии, в распоряжении республики осталось всего 34 %.

Я не жалуюсь, просто констатирую факт. Вопрос о финансовой поддержке регионов, где складывается подобная ситуация, а их в России всего 12, мы ставили не раз. В том числе на федеральном уровне. Есть поручение Президента страны Правительству рассмотреть его и поддержать регион. Ожидаем справедливого решения. А пока стараемся изыскивать свои возможности.

Что касается конкретно дорог, то, да — проблема с ними есть. Но назвать ее критической я бы не спешил. Подобные проблемы, как вы знаете, есть практически во всех регионах, кроме самых богатых. Не буду ссылаться также на последствия нынешней необычно мягкой для Удмуртии зимы. 

Главная причина не в этом, а в хроническом недофинансировании ремонта дорог в период, когда федеральным законом были отменены региональные дорожные фонды. А это, считайте, 9 лет, с 2003 по 2011 годы.

Сегодня мы наверстываем упущенное. Причем расходуем средства Дорожного фонда республики строго по назначению. Благодаря этому в дорожную сеть Удмуртии в 2014-2015 годах вложено более 10 млрд. рублей. Они пошли не только на её ремонт и содержание. В прошлом году мы построили на селе вдвое больше дорог с твердым покрытием, чем годом ранее. И сразу 37 наших деревень получили надежную связь с дорожной сетью республики. 

Отдельно скажу по городу Ижевску, поскольку небольшой митинг с критикой состояния дорог прошел именно здесь. 

Во-первых, я приветствую гражданскую активность ижевчан и стремлюсь работать с общественниками рука об руку. И такой опыт уже есть.

Во-вторых, за последние четыре года на дороги столицы региона было направлено больше 2 млрд. рублей, благодаря чему удалось отремонтировать 107 км городских трасс. Мы также системно ремонтируем дворовые территории и дороги к садовым массивам. 

В то же время запущенное состояние дорожной инфраструктуры Ижевска вынудило нас прибегнуть к укладке 1 слоя асфальтобетона в сезон с последующим перекрытием его в течение последующих двух лет верхним слоем. Это позволяет отремонтировать большее количество городских улиц и снять социальное напряжение. 

Отмечу, что такая практика не противоречит существующим нормативам. Учитывая, что гарантийный срок на покрытие составляет 4 года, а отсчет начинается только с момента укладки второго слоя, можно сказать, в целом, что объект находится в гарантийном периоде 6 лет. На сегодня это лучший выход из положения.

В начале мая, с наступлением устойчивого тепла, ремонтный сезон стартовал. И уже скоро ижевчане почувствуют изменения к лучшему. 

— Чем объясняется, что тендеры на разработку проектной документации на реконструкцию автодорог выигрывает одна и та же компания — «Автодормостпроект»?

— Думаю, главная причина в том, что это наиболее профессиональная организация с опытом работы в дорожной отрасли. И она предлагает лучшие условия при проведении тендеров. При этом вся информация размещается в открытом доступе на сайте госзакупок. Никаких ограничений для участников процедуры торгов не вводится. 

Насколько мне известно, нет и никаких претензий к Миндортрансу нашего региона по этим вопросам со стороны контрольных органов, в том числе Управления федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.

— Жители Сарапула против того, чтобы дорога к строящемуся через Каму мосту проходила через их город. Они заявляют, что ни улицы, ни мосты не готовы к проезду фур. Будет ли и в какие сроки строиться объездная дорога?

— Действительно, такая проблема на сегодня существует. О путях ее решения мы задумались еще до того, как строительная техника появилась на камском берегу. 

С вводом моста через Каму мы решим очень насущную проблему целого муниципального образования — Камбарского района, сообщение с которым осуществляется пока только через паромные и ледовые переправы. А в межсезонье, чуть ли не треть года, район был практически отрезан от остальной территории республики. 

После завершения этого объекта наш регион сможет направить финансовые ресурсы на еще один крупный и капиталоемкий дорожный проект — строительство дорожного обхода г. Сарапула. 

Уже в этом году региональный Миндортранс должен подготовить проектную документацию по изменению границ лесопарковых и зеленых зон Сарапульского лесничества, без чего невозможно приступить к разработке проекта. 

Среди нескольких вариантов обхода г. Сарапула склоняемся к маршруту пролегания трассы протяженностью 11 км. Общая стоимость объекта оценивается, на сегодняшний день, в 3 млрд. рублей.

— В прошлом году проверка Росздравнадзора выявила грубые нарушения прав жителей республики на получение качественной медицинской и лекарственной помощи. Устраняются ли эти нарушения?

— Да, не скрою, результаты проверки нас очень встревожили. Был подготовлен комплекс мероприятий, направленных на устранение недостатков, выявленных в ходе проверки. Сегодня он в процессе реализации. 

Так, уже в нынешнем году за счет всех источников мы планируем пополнить парк автомобилей скорой медицинской помощи более чем 100 автомобилями. То есть обновим его на 43 %. 

Открытое в районной больнице города Можги первичное сосудистое отделение увеличивает охват населения республики специализированной медицинской помощью до 92%. 

А с вводом в строй в недалеком будущем аналогичных отделений в Игринской и Увинской районных больницах такая помощь будет обеспечена 100% населения при соблюдении маршрутизации больных с острым коронарным синдромом и острыми нарушениями мозгового кровообращения.

С целью увеличения числа высокотехнологичных операций при сердечно-сосудистых заболеваниях решен вопрос о выделении средств обязательного медицинского страхования и из республиканского бюджета.

Для повышения доступности дорогостоящих исследований, таких, как магнитно-резонансная терапия и компьютерная томография, в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2016 год предусмотрены объемы и установлены тарифы на данные виды исследований.

Решаются и другие вопросы. 

— Какова судьба Холмогоровского леса в Ижевске? Планируется ли на его месте какая-то либо застройка?

— Эта проблема меня также волнует. Еще в прошлом году я получил обращение от 5 тысяч ижевчан с просьбой помочь и не допустить застройки в этом лесном массиве. Затем встречался с активистами-экологами. Вместе с горожанами в августе участвовал в субботнике по уборке этого леса.

Да, есть решение городских властей Ижевска от декабря 2014 года о выделении там земельного участка размером в четыре гектара под застройку. Оно, по нашему мнению, стало следствием целой цепочки ошибочных действий. Главное её звено — не был учтен Генеральный план города Ижевска, по которому этот лесной массив относится к зоне парков, скверов и бульваров. 

Добавлю, что на данный момент власти города не выдавали разрешений на строительство на указанном земельном участке. 

Сейчас все заинтересованные стороны, в том числе инициативная группа по спасению Холмогоровского леса и потенциальный застройщик, находятся в активном диалоге. 

Надеюсь, что решение, которое устроит всех, будет найдено. Мы также участвуем в этом процессе.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах