Латаем дыры
Председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, выступая в Госдуме, рассказала: с нарушениями в бюджете 2014 г. было потрачено 263,7 млрд руб., из них 987 млн — с признаками нецелевого использования. В частности, по итогам 2014 г. завершено и введено в эксплуатацию только 365 из 772 объектов строительства, финансируемых государством в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Это самое низкое исполнение за последние 5 лет. А связано оно с тем, что при формировании ФАИП включаются объекты без проектно-сметной документации, разрешения на строительство, надлежащего землеотвода. Затем выделенные средства приходят в регион, зависают там на какое-то время и отправляются обратно в федеральный бюджет. «Иногда деньги так гоняют годами!» — признавалась в интервью «АиФ» Т. Голикова. Другой пример, когда бюджетные средства не работают, а находятся непонятно где, — выделение денег на поддержку экономики через банки и разнообразные фонды-посредники вроде Агентства кредитных гарантий, которое в середине 2014 г. получило от государства 50 млрд руб., но к началу 2015 г. использовало из этой суммы всего 1,4 млрд руб.
«Для того чтобы понять, какие статьи бюджета можно урезать, необходимо понимать, какие у России стратегические интересы и отражающие их приоритеты, — говорит Владимир Квинт, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем МГУ. — Те расходы, которые с ними не связаны, могут быть в значительной степени сокращены, оставшиеся — ни в коем случае. Мне, например, непонятно, как в стране с такой высокой смертностью и низкой продолжительностью жизни можно урезать расходы на здравоохранение и сокращать медпункты в деревнях и сёлах при отсутствии дорог, не увеличивать вложения в науку.
Чтобы определить приоритеты, нужна стратегия развития: та, которая есть сейчас, написана, мягко говоря, непрофессионально и не выполняется. Поэтому всё, что происходит сейчас с бюджетом, я могу охарактеризовать как хаотичное латание дыр. К сожалению, в условиях дефицита средств и при отсутствии изменений в экономической стратегии в последующие годы будет наблюдаться ровно такая же ситуация».
На что тратим?
Читайте также: Финансы поют романсы. Почему чиновники «не замечают» проблем в экономике? >>
«Вряд ли будут пересматриваться военные расходы, а также закрытые статьи госбюджета, которые прямо или косвенно связаны с оборонкой. Но есть возможность сокращения расходов на правоохранительную систему, — считает Александр Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС. — Например, в части расходов на охранную деятельность (ЧОПы вполне способны заменить ведомственную охрану), а также уменьшения документооборота и сокращения тех должностей, где люди заняты исключительно бумажной работой. Бывший министр финансов Алексей Кудрин недавно предлагал передать в регионы расходы на охрану общественного порядка — патрульно-постовые службы могут быть подчинены местным властям. В системе здравоохранения за счёт сокращения документооборота также возможно высвобождение средств».
В понедельник премьер Дмитрий Медведев провёл совещание с главами госкомпаний — речь шла об эффективности расходов. Он напомнил о том, что президент и правительство давали этим предприятиям поручение ежегодно снижать издержки на 2-3%. «Важно установить прозрачный и понятный порядок поддержки государственных компаний, чтобы деньги шли на решение именно тех задач, которые сегодня необходимы для государства ... не оседали просто мёртвым грузом на счетах компаний и многочисленных “дочек” компаний или использовались на приобретение непрофильных активов, содержание которых требует немалых затрат», — сказал глава правительства. Речь шла и о закупках по завышенным ценам. Многие госкомпании до сих пор не брезгуют приобретением «золотых унитазов» и тратят бешеные деньги на иностранных футболистов (см. инфографику).