«АиФ», Сергей Осипов: Магомед Омарович, как Московскому авиасалону живётся под санкциями?
Магомед Толбоев: Россия с 2014 г. живёт под санкциями. Санкции, наоборот, объединяют народ - это известно ещё со времён Минина и Пожарского. Когда кругом враги, не остаётся никакого выхода, кроме как быть вместе. В этом году у нас самый крупный авиасалон - по крайней мере, по массовости его посещений любителями авиации.
К нам приехали из 36 стран 850 фирм-участников. Мы в этом году, конечно, уступаем предыдущему салону МАКС-2015. Но такова общемировая тенденция - на последнем французском авиасалоне в Ле-Бурже тоже было меньше экспонентов, чем на предыдущем. С британским Фарнборо та же история.
«Шестая колонна»
- Что интересного ждёт посетителей авиасалона?
- Лучше спросите, будет ли там что-то неинтересное! На статической экспозиции выставлены 116 летательных аппаратов, в воздушной программе показывают себя 84. Одна из главных новинок - истребитель МиГ-35С, его покажут и на земле, и в воздухе. В лётной программе участвуют «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Русь» - это из наших. А всего будут выступать 8 групп из разных стран, в том числе впервые в РФ из Объединённых Арабских Эмиратов.
Открытие авиасалона МАКС-2017
Открытие авиасалона МАКС-2017
- На МАКС в очередной раз покажут российский среднемагистральный лайнер «Сухой Суперджет». У самолёта нелёгкая судьба: мексиканские авиакомпании на него нарадоваться не могут, а отечественным «Боинги» подавай…
- Я их называю «шестая колонна»! Она не даёт нам развивать отечественный авиапром. Это у нас такое мрачное наследие 90-х годов. Тогда был выбран ошибочный курс: вместо того чтобы вложить деньги в собственную авиационную промышленность, на них стали покупать в США и Европе «Боинги» и «Эрбасы». А потом сказали своим авиаконструкторам: «Вы же нам новые самолёты не делаете». Интересно, из чего их было делать, если они все средства пожрали и перевели за рубеж?
Вы знаете, как они за границей самолёты покупают? Покупают до сих пор по указу Ельцина с беспошлинным ввозом. Вы хоть раз видели автомобиль, беспошлинно ввезённый на территорию России? Нет! А тут самолёты! Кому идут откаты за эти беспошлинные сделки (по слухам, они составляют до 10% стоимости борта) - в этом неплохо бы разобраться соответствующим органам. Пора на уровне правительства прекратить этот беспошлинный ввоз!
- А правительству ответят: зарубежные самолёты выгоднее в эксплуатации. Тонну груза они перевозят на столько-то процентов дешевле.
- Конечно, пока наш авиапром десятилетиями убивали, пока заставляли покупать иностранные самолёты, иностранные авиапроизводители развивались в льготных условиях. Ещё бы: конкуренции со стороны СССР больше не было! Они здорово развились и стали технологически выше, экономичнее наших самолётов, я как профессионал это признаю. Значит, нужно их догонять, а не складывать крылья!
Первый за полвека
- Недавно совершил первый полёт среднемагистральный МС-21. Каковы, на ваш взгляд, его перспективы?
- Я сопровождал МС-21 от первого чертежа до воплощения в металле. Самолёт великолепный! Свой, родной, новый. Между прочим, это первый наш собственный среднемагистральный самолёт со времён Ту-154, который вышел на гражданские авиалинии в 1968 г. Полвека назад! Поэтому надежда на МС-21 очень большая. Это замена одновременно для Ту-134 и Ту-154.
- Что скажете про Ил-114 для местных авиалиний?
- Ил-114 - это замена Ан-24 и Як-40. Спустя 16 лет после его создания вроде бы принято решение о его производстве. У нас же без ручного управления никак - пока президент Путин не скажет, чтобы такой-то самолёт строили… Про Ил-114 ему пришлось сказать трижды!
И ладно бы эта машина была невостребованной, так нет: местные авиалинии буквально стонут от нехватки бортов. Раньше как было: сел в аэропорту «Кавказские Минеральные Воды» и полетел - хочешь в Ростов, хочешь в Махачкалу. А сегодня? Чтобы попасть из Кавминвод в Ростов или Нальчик, надо через Москву лететь! На автобусе и то быстрее.
Как в футболе
- Допустим, ваши молитвы будут услышаны и в России возродятся и полноценный авиапром, и даже сеть региональных аэропортов. Но что делать с пилотами, если за рубежом им платят больше?
- То, что лётчиков куда-то переманивают более высокими заработками, - это нормальная история. Рынок есть рынок. Беда в другом - что нам физически некем их заменить! Система подготовки (а на обучение пилота уходит 8 лет) в лётных училищах во многом утеряна, на восстановление уйдут годы. Но, поскольку природа не терпит пустоты, им на замену, как пылесосом, будут всасываться не самые хорошие, зато дешёвые пилоты из стран СНГ.
Я, когда был доверенным лицом Путина, говорил ему: это подрыв национальной безопасности. Ведь обученные пилоты гражданской авиации - это, помимо прочего, мобилизационный резерв на случай войны. К чему приводит быстрая подготовка пилотов, мы со времён Великой Отечественной знаем: 9 из 10 погибают в первых же боях. В гражданской авиации надо вводить контракты как в футболе. Заключается на 5 лет. Хочешь уйти - скатертью дорога, но заплати штраф в тройном размере от суммы контракта. Или пусть компания, куда уходишь, за тебя платит, если ты такой бесценный. По-моему, это честно. А то учили-учили человека, а он в Китай улетел деньги зарабатывать.
- В какое количество бортов вы оцениваете ёмкость отечественного рынка коммерческих авиалайнеров?
- Помните, были в СССР такие широкофюзеляжные самолёты Ил-86 и Ил-96? Их сейчас в президентском авиапарке четыре, у министра иностранных дел один, ещё штуки три на балансе других ведомств. Так вот, реальная потребность только в этом классе машин - 120-130 самолётов. Российский рынок огромен. Такого больше в мире нет ни по размерам, ни по сложности. Кто хоть раз летал от Мурманска до Сахалина, меня поймёт.