Примерное время чтения: 24 минуты
2274

«Экспорт — ключевой тренд». Елена Скрынник — о сельском хозяйстве по-новому

Елена Скрынник.
Елена Скрынник. пресс-служба МНИАП

Какие прогнозы в целом по отрасли на текущий год и каковы среднесрочные перспективы развития АПК? Об этом АиФ.ru рассказала глава Института аграрной политики, экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник.

— Отечественное сельское хозяйство начинает новый 2018 год в привычном для себя статусе одного из лидеров российской экономики. 

По итогам прошлого года динамика роста отрасли хоть и несколько снизилась, но все же продемонстрировала убедительные 2,4%. Для сравнения: индекс промышленного производства составил 1%, добычи полезных ископаемых — 2%, обрабатывающих производств — 0,2%. 

Аграрии вновь превзошли все ожидания: собрали исторический урожай зерновых в 134 млн.тонн, гречихи в 1,5 млн тонн, сахарной свеклы — 48 млн тонн. Объем производства птицы и свинины вырос на 7% и 5% соответственно. С учетом достигнутых показателей в 2018 году агросектор продолжит поступательное, инерционное развитие. Не без «но», конечно. Влияние будут оказывать как внешние политические и экономические факторы, так и накопившиеся внутренние структурные противоречия. 

Не черепаха, но и не сапсан: темпы роста АПК замедлятся

Одним из основных трендов 2018 года может стать определенное снижение темпов роста отрасли до 2%, которое преимущественно коснется средних и малых хозяйств, не располагающих широкими возможностями по диверсификации бизнеса. По информации из регионов, некоторые хозяйства в этом году могут сократить посевные площади под зерновыми из-за затоваривания локальных рынков. В первую очередь это касается субъектов, удаленных от магистральных логистических хабов. О корректировке своих инвестиционных планов задумываются и более крупные игроки. При этом сразу стоит отметить, что снижение темпов роста не скажется на стабильности агропродовольственного рынка, какой-либо товарный дефицит, который может привести к резким ценовым колебаниям, исключается. 

Тем более, потребительский спрос «тормозится» на протяжении ряда последних лет. В частности, по итогам 2017 года среднее потребление молока на душу населения снизилось на 5,6 кг к уровню 2016 года: до 233,4 кг. 

Несмотря на рост реальных доходов населения и улучшение потребительского спроса в последнее время, его невысокая динамика является серьезным вызовом для уверенного развития агросектора. Это будет оказывать определенное давление на отечественных производителей. 

Важно быть готовыми системно диверсифицировать аграрное производство и зарубежные поставки, гибко реагировать на переменчивую внешнеполитическую конъюнктуру.

Фото: пресс-служба МНИАП

Экспорт: ударим по рекордам

Экспорт — еще один ключевой тренд 2018 года. Самое ожидаемое событие — предполагаемый рекорд продажи за рубеж 45 млн тонн зерновых, в том числе более 35 млн тонн пшеницы. Планируется сохранить внушительную динамику по другим экспортным позициям, — мясу птицы, сахару, подсолнечному маслу — для которых 2017 год стал прорывным. Так, поставки российского сахара выросли в 17 раз (316 тыс. тонн), мяса птицы и подсолнечного масла — на 40%. В целом по итогам прошедшего года объем экспорта превысил 20 млрд долларов. 

Однако в набирающей все большие обороты экспортной сфере есть свои узкие места, которые могут бросить вызов масштабной зарубежной экспансии. В первую очередь речь идет о логистических ограничениях, отсутствии необходимого количества мощностей по хранению и переработке продукции.

По данным Счетной палаты, в частности, из-за нехватки картофелехранилищ по итогам 2017 года уровень самообеспеченности картофелем оказался ниже показателя, установленного в Доктрине продовольственной безопасности: 90,7% при пороговом значении в 95%. Общий дефицит картофелехранилищ, овощехранилищ и плодохранилищ составляет 3,2-3,3 млн тонн.

Если говорить о самой успешной экспортной статье, — зерновых — то, согласно экспертным оценкам, прямым следствием неразвитости инфраструктуры является ежегодная «недопоставка» за рубеж 10-15 млн тонн зерна. С каждым годом проблема будет только нарастать, поскольку внутреннее потребление зерновых не превышает 70-75 млн тонн, а урожаи последовательно растут. Более того, в регионах все чаще говорят о нежелательности высоких урожаев для эффективной работы зерновой отрасли. Но это абсолютно контрпродуктивный подход. Вопрос не в количестве, а в качестве и системности решения. 

В настоящее время общая вместимость зернохранилищ составляет порядка 117-120 млн тонн, значительная часть из них требует серьезной реконструкции. На элеваторные мощности хранения приходится 30-40%, все остальное составляют склады напольного хранения и хранилища переработчиков зерна. Это объективное ограничение роста зерновой отрасли из-за невозможности обеспечить сохранность выращенного урожая.

И если это обстоятельство практически никак не отражается на стабильности внутреннего агропродовольственного рынка, то на рентабельность отрасли в целом и недополучение законной прибыли за счет увеличения экспортных поставок оно влияет в значительной степени. 

Елена Скрынник.
Елена Скрынник. Фото: пресс-служба МНИАП

Алгоритмы господдержки: проще, доступнее, большим и малым? 

В прошлом году была реформирована система господдержки аграрного сектора. Заработал новый механизм льготного кредитования по ставке не выше 5%. Была введена единая субсидия, при распределении которой регионы получили право самостоятельно определять наиболее перспективные направления бюджетной поддержки. 

В результате по итогам 2017 года одобрено кредитов на более чем 600 млрд рублей, из них 430 млрд рублей инвестиционных. Объем инвестиций в основной капитал в АПК вырос почти на 4% (612 млрд рублей). При этом доля вложений с господдержкой увеличилась до 46%.

Но не все идеально. В ходе многочисленных встреч с сельхозпроизводителями из регионов мне часто приходилось слышать о существенных недоработках новой системы кредитования: нехватке кредитных лимитов для малых и средних хозяйств, особенно на фоне финансирования крупных проектов, реализуемых агрохолдингами. Некоторым предприятиям стало сложнее получить необходимые средства, даже несмотря на хорошую кредитную историю и наработанную деловую репутацию.

Есть вопросы и со стороны уполномоченных банков: хозяйства не всегда корректно предоставляют данные, а также констатируют некоторое увеличение рисков ведения агробизнеса в связи с макроэкономическими сложностями и «санкционной» неопределенностью. 

При этом растет нагрузка на региональные бюджеты в части софинансирования сельхозпроектов. Раньше этот объем, как правило, не превышал 5%, на сегодняшний день — 20-30% и более. Начиная с этого года только треть регионов может сохранить софинансирование господдержки АПК из своих бюджетов на уровне 5%.

Все это должно стать объектом пристального внимания и поддержки как федеральных, так и региональных властей, требует совместных усилий государства и бизнеса.

Важно сохранить финансирование уже стартовавших проектов, льготные условия для внутренних и внешних инвесторов. 

Продэмбарго: выгоды и проблемы 

В наступившем году исполнится четыре года с начала введения российского продэмбарго, когда под ограничения попал широкий спектр продукции из США, ЕС, Канады, Австралии: говядина, свинина, мясо птицы, рыба, морепродукты, молочная продукция, в том числе сыры, фрукты, овощи, орехи. С 2015 года уничтожено около 20 тысяч тонн санкционных продуктов. 

Мощный карт-бланш для отечественных производителей не замедлил сказаться на расстановке сил на внутреннем агропродовольственном рынке. Поставки зарубежного продовольствия сократились втрое. 

Основными выгодополучателями от введения контрсанкций стали производители овощей и сыра. Если в 2013 году импорт сыров и творога в Россию составил 438 тыс. тонн, то в 2016 году он снизился до 216 тыс. тонн. За 3 года выпуск полутвердых сыров вырос с 95 тыс. тонн до 125 тыс. тонн, твердых — с 86 тыс. тонн до 137 тыс. тонн, производство творога выросло на 9%: до 405 тыс. тонн. 

Начиная с 2014 года в 2 раза снизился ввоз импортных овощей (с 866 тыс. тонн в 2013 году до 463 тыс. тонн в 2016 году). Объем внутреннего производства овощей защищенного грунта достиг почти миллиона тонн.

Но к 2017 году позитивный эффект от введения продэмбарго постепенно стал нивелироваться. Вновь начали расти показатели импортных поставок: существенно увеличился ввоз почти всех основных видов продовольствия (мяса, рыбы, молока). 

Например, в январе-ноябре прошлого года импорт свежего и мороженого мяса составил 580,8 тыс. тонн (+4,1% по сравнению с аналогичным показателем за 2016 год), импорт мяса птицы вырос на 2,9%, сливочного масла — на 4,1% (до 93,1 тыс. тонн), импорт растительного масла вырос более чем в 4 раза (до 22 тыс. тонн). 

Несмотря на явное позитивное влияние продэмбарго на отрасль, роль контрсанкций в развитии АПК не столь масштабна. Системная работа по импортозамещению стартовала с момента принятия Доктрины продовольственной безопасности в 2010 году. Благодаря господдержке уверенно росли агроэкспортные показатели: $7,6 млрд в 2010 году, $11,3 млрд в 2011, $16,7 млрд в 2012 году, $17 млрд в 2016 году, в 2017 — более 20 млрд долларов.

«Тепличный» санкционный режим вызвал к жизни ряд злоупотреблений, с которыми теперь приходится активно бороться. Например, возникли многочисленные схемы поставок запрещенной продукции в виде реимпорта, особенно в молочном сегменте, из-за отсутствия конкурентного тонуса значительно снизилось качество продукции. 

В совокупности с макроэкономическими рисками частичная или полная отмена продэмбарго может стать непростым испытанием для ряда подотраслей. Поэтому готовиться к этому надо уже сейчас, повышать уровень финансовой и организационной готовности к корректировке правил игры на внутреннем и внешних рынках. 

Тренд этого года — органическое производство и биологизация сельского хозяйства. В прошлом году органика была включена в приоритетный проект «Экспорт продукции АПК» для развития продаж органической продукции в страны ЕС, Китай и др. Готовится к рассмотрению законопроект об органическом сельском хозяйстве, предусматривающий регулирование производства данного вида продукции. Емкость международного рынка органической продукции оценивается в более чем 100 млрд долларов, и здесь у России есть колоссальный потенциал для экспоненциального роста.

Елена Скрынник.
Елена Скрынник. Фото: пресс-служба МНИАП

От нацпроекта до Стратегии-2035: сохранить и приумножить 

По праву принято считать, что период формирования подлинной экономической мощи в новой истории России связан с именем нашего президента Владимира Владимировича Путина. Системные изменения коснулись и аграрной отрасли. На программном уровне этот тренд был закреплен с принятием ряда ключевых документов, определивших стратегические ориентиры государства в отношении АПК. Речь идет о нацпроекте развития АПК и последовавших за ним Госпрограмме развития сельского хозяйства и Доктрине продовольственной безопасности. В ходе последовательной реализации этих комплексных программ были сформированы основы стабильного развития агропромышленного комплекса, выстроена система господдержки, планирования и оперативного управления отраслью, обновлена материально-техническая база. Главное, сельское хозяйство получило четкие ориентиры пошагового развития, которые позволили привлечь значительные объемы инвестиций. Начиная с 2000 года государство вложило в сельское хозяйство триллионы рублей. 

Результаты не заставили себя долго ждать. Если в 2001 году объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств России не превышал 920 млрд рублей, то в 2006 году он составил 1,5 трлн рублей, в 2010 году — 2,6 трлн рублей, в 2015 году — более 5 трлн рублей, в 2016 году — 5,5 трлн рублей, в 2017 году — 5,1 трлн рублей. 

Собранный в прошлом году рекордный урожай зерна — более чем 134 млн тонн — в два раза превышает урожай 2000 года, при этом за последние 17 лет урожайность пшеницы и подсолнечника выросла вдвое, сахарной свеклы — втрое, овощей — в полтора раза, сои и рапса — в 10 раз. 

Впечатляющей динамики удалось добиться и отечественным животноводам. Производство свинины в прошлом году вдвое превысило уровень 2000 года (4,5 млн тонн), мяса птицы — в 5,5 раз (6,5 млн тонн). 

Не говоря уже об экспорте, который стал одним из главных драйверов роста не только АПК страны, но и всей российской экономики. Сегодня российское продовольствие экспортируется в более чем 140 стран мира. 

В последнее время Госпрограмма развития АПК была дополнена и обновлена, наряду с этим была принята федеральная научно-техническая программа развития АПК до 2025 года. Несмотря на это, существенная часть приобретенного нашими аграриями опыта осталась неурегулированной. В том числе новые технологические тренды, вкючая блокчейн, интернет вещей, криптовалюты, серьезные изменения внутреннего агропродовольственного рынка, наступившие после введения продэмбарго, появление новых перспективных продуктов переработки сельхозсырья. 

На сегодняшний день необходима отраслевая комплексная стратегия, способная инкорпорировать передовой агротехнологический опыт в систему российского сельского хозяйства, реализовать амбициозные цели с учетом глобальных климатических и социально-экономических факторов, реальных возможностей отечественного АПК. 

Что в основе роста?

В процессе разработки нового системообразующего документа для АПК страны — Стратегии 2035 — специалисты Института аграрной политики совместно с экспертами отрасли исходили из главных принципов: сохранить и приумножить достигнутые в АПК результаты. Основа эффективного роста — прозрачная и комплексная господдержка, рост инвестиций, создание собственной агротехнологической базы. Ключевые приоритеты: стабильное функционирование внутреннего агропродовольственного рынка, построение социально ориентированной и экологичной аграрной модели с учетом необходимости развития сельских территорий, масштабная внешняя экспансия. 

Точки приложения усилий — расшитие узких мест в логистике и переработке, повышение качества продукции, в том числе за счет ужесточения ряда положений системы стандартизации, обеспечение баланса между крупными и мелкими производителями, ускоренное развитие сегмента «органик». 

Господдержка, инвестиции, технологии — наше все

Главным условием масштабирования агропроизводства и социальной устойчивости сельских территорий является обеспечение комплексной государственной поддержки.

В условиях стабильной господдержки Стратегия 2035 предполагает ежегодный рост инвестиций в аграрный сектор на уровне 10-15% от текущих объемов, что позволит поддержать на уровне 4-5% динамику роста и успешно выполнять все поставленные стратегические задачи. 

Для этого планируется: во-первых, разработать и внедрить национальную систему рейтингов эффективности ведения сельского хозяйства в разрезе регионов; во-вторых, создать общедоступную базу карт ресурсного потенциала регионов, содержащих актуальную информацию по темпам и объемам вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозземель, а также по развитию инфраструктурных мощностей.

В-третьих, предстоит сформировать федеральный инвестиционный пул в АПК, в рамках которого его резиденты могут легче и быстрее развивать диалог с региональными властями, пользоваться налоговыми, кредитными и иными льготами.

В-четвертых, ввести отдельные преференции для преимущественного размещения капиталов из стран, открывших свои рынки для российского агроэкспорта. 

Интересный пример — разработанная специалистами Всемирного банка методика рейтинговой оценки сравнительных условий ведения сельского хозяйства в различных странах мира. В частности, оценивается эффективность и законодательное регулирование таких показателей, как посевной материал, техника, финансы, доступ на рынки, логистика, водоснабжение, земли. Эффективность, в свою очередь, оценивается исходя из стоимости получения доступа к ресурсу и затрат времени, необходимых для получения этого доступа.

Такая система позволяет инвесторам отслеживать происходящие в регионах изменения, корректировать свои инвестиционные планы с учетом внутренней ценовой конъюнктуры и перспективной картины развития подотраслей АПК. 

Ключевая составляющая Стратегии 2035 — формирование современной независимой агротехнологической базы в РФ. По некоторым видам семян зависимость от импорта составляет 70-90%. Порядка трети от общего объема племенного молодняка в молочном скотоводстве мы продолжаем закупать за рубежом. В передовом птицеводстве зависимость от импортного племенного материала достигает 90%. 

Стратегия 2035 предусматривает стимулирование создания селекционно-племенных центров, открытие региональных специализированных IT-центров, которые будут аккумулировать и адаптировать инновационный мировой опыт в сфере сельского хозяйства применительно к российским условиям, тесно взаимодействовать с ведущими технологическими компаниями, знакомить аграриев с основными производственными и управленческими новациями.

Представляется возможным приобретение долей или целых агротехнологических компаний-лидеров. Так мы сможем значительно расширить опыт и методы работы в инновационной сфере. 

Где тонко — с того и начнем

Для того чтобы вывести АПК страны на качественно новый уровень развития, требуется решить 4 первостепенных задачи: инфраструктура, переработка, стандартизация качества, пропорциональность развития крупных и малых хозяйств.

В Стратегии закреплены показатели по обновлению элеваторного парка на 60% к 2035 году и трафика портовых отгрузок на 60-70%. Прежде всего — за счет тесного взаимодействия государства и частных инвесторов, обеспечения отдельных преференций для компаний, которые вкладывают средства в развитие инфраструктуры по хранению агропродукции. Следует предусмотреть отдельные долгосрочные кредитные линии для строительства элеваторов и портов и дополнительные госгарантии по ним. Это будет восприниматься бизнесом как четкий и однозначный сигнал и позволит ускорить процесс качественного обновления в данном сегменте. Причем софинансирование кредитов должно быть дополнено возмещением части затрат на строительство, что также позитивно отразится на участниках рынка.

В ближайшие 10 лет важно увеличить объемы сельхозпереработки не менее чем на 30%. Для этого предлагается принять региональные программы по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Параллельно должна быть проведена инвентаризация перерабатывающих мощностей с точки зрения оценки возможностей их модернизации.

Одним из ключевых факторов эффективного использования имеющихся перерабатывающих мощностей является использование системы регионализации: таргетирования объемов производства и переработки сельхозпродукции исходя из внутренних потребностей и основных экспортных потоков. За счет этого появится больше возможностей оперативно перебрасывать излишки сырья на перерабатывающие предприятия, увеличить оборот продукции с высокой добавленной стоимостью. 

Стратегия 2035 предусматривает меры по обеспечению транспортных преференций: снижение железнодорожных тарифов, особенно в периоды пиковых загрузок, налоговые и кредитные льготы, включение новых перерабатывающих производств в перечень господдержки, субсидирование затрат на капитальное строительство и модернизацию перерабатывающих заводов, гарантии по инвестиционным займам. Важная роль отводится системе долгосрочных госконтрактов на поставку продукции сельхозпереработки. 

По аналогии с мировыми практиками необходимо создание так называемых биокластеров: по производству лизина, молочной кислоты, крахмала, промышленных ферментов, биополимеров и т. д.

Дополнительным стимулом для развития сельхозпереработки и масштабирования экспорта послужит разработка и принятие новой системы ГОСТов качества агропродукции. Сегодня ситуацию в данной сфере можно назвать патовой. Несмотря на жесткий государственный контроль, существуют законодательные лазейки и определенная аморфность оценочных параметров, которые позволяют недобросовестным производителям поставлять опасные для здоровья продукты питания. Новая система ГОСТов позволит выключить такой режим «лояльности» для игроков, значительно повысить защиту потребителей, гармонизировать систему оценки качества продовольствия с мировыми стандартами. 

В целях обеспечения баланса развития малых и крупных хозяйств планируется расширенное внедрение вертикальной интеграции крупных агрохолдингов и фермерских хозяйств, усиление мер антимонопольного регулирования, а также контроля при покупке земель крупными агрохолдингами. 

На сегодняшний день крупные хозяйства имеют несопоставимо большие возможности по получению господдержки и банковских кредитов. Доминирование крупных игроков на внутреннем рынке несет дополнительные риски для устойчивого развития всей аграрной отрасли. Это нагрузка на экологию, ценовой монополизм, низкая социальная ответственность в отношении сельских территорий. 

О конкурентных преимуществах 

Россия является единственной страной в мире, обладающей колоссальным ресурсным потенциалом для ускоренного наращивания агропроизводства. Самые большие запасы пресной воды, огромные земельные площади, значительная часть из которых — высокопродуктивные черноземы. В настоящее время площадь пахотных земель достигла 80 млн га, еще около 40 млн га земель не используется. Ни в Европе, ни в Азии или Америке такого потенциала роста нет. 

Более того, согласно исследованиям климатологов, в ближайшей перспективе на планете усилятся глобальные климатические изменения, основным бенефициаром которых с точки зрения ведения сельского хозяйства будет Россия. 

Значительные возможности для ускоренного роста сельского хозяйства России связаны с повышением урожайности культур, которая пока ниже среднемировой. По зерновым в нашей стране средняя урожайность составляет 24-27 центнеров с гектара, тогда как в Канаде — 37, а в среднем по миру — около 40 ц/га. Нам предстоит существенно нарастить объемы внесения минеральных удобрений (в среднем по стране вносится чуть более 30 кг минудобрений на гектар, в Аргентине — 36 кг/га, в Австралии — 54,2 кг/га, в Канаде — 89,4 кг/га).

Выгодно географическое положение РФ в части ее близости к основным рынкам потребления продовольствия: европейскому, ближневосточному, и перспективному рынку Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Например, по данным ФАО на 2016 год, почти полмиллиарда человек, проживающих в этом регионе (почти 61% от общего количества людей в развивающихся странах), все еще страдают от хронического голода. Рост благосостояния населения в странах АТР и, как следствие, изменение потребительской корзины обеспечивают практически неисчерпаемые возможности для наращивания экспорта на этот рынок. 

Россия, используя прецизионное управление развитием сельского хозяйства на всех уровнях, — от районов до федеральных округов — имеет все шансы на глобальное доминирование в аграрной сфере. То есть грамотная организация производственных и логистических цепочек с учетом климатических и социально-экономических параметров регионов и экспортных задач обеспечивает мощный кумулятивный эффект. 

В этой связи Стратегия предусматривает три уровня агротерриториального развития, для каждого из которых характерны свои алгоритмы: федеральный (агрокоридоры), региональный (агрокластеры, агропромышленные парки, специальные экономические зоны), а также уровень малого и среднего бизнеса (центры развития агробизнеса). 

Агрокоридоры представляют собой линейные агломерации протяженностью в сотни и тысячи километров, обеспечивающие мультипликативный эффект для всех подотраслей АПК, в том числе развитие сельских территорий, малых и средних городов, расположенных в зоне их ответственности. Ключевая задача, которую решают агрокластеры, — формирование в регионе сети по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, укрепление кооперации и горизонтальных связей. Цепочка агрокластеров может составлять основу для строительства агрокоридора. 

В свою очередь, агропромышленные парки обеспечивают рост эффективности сельского хозяйства региона путем увеличения доли добавленной стоимости в продукции за счет глубокой переработки, эффективного хранения, лучшего доступа к сбыту. А специальные агроэкономические зоны являются инструментом ускоренного развития перспективных, но «недоинвестированных» сельскохозяйственных районов. Это определенные территории, в пределах которых инвесторы получают льготный регуляторный режим. 

Центры развития агробизнеса могут стать одним из ключевых инструментов для привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Главная цель — это показать перспективные инвестиционные направления в АПК, обеспечить инвесторов высококачественной профессиональной технологической экспертизой. 

Грамотное использование ресурсного потенциала предполагает ускоренное развитие сегмента «органик». Стратегия 2035 включает достижение показателя производства экологически чистых продуктов на уровне 10% от общего объема. 

Но для этого важно полностью сформировать законодательную базу, включая введение норм потребления этого вида продукции детьми и подростками; поддерживать профильные объединения производителей экопродовольствия; прямо и косвенно субсидировать потребительский спрос; ввести налоговые и транспортные преференции для экофермеров; наладить четкий контроль в системе сертификации экопродукции; а также стимулировать увеличение экспортных поставок товаров данного сегмента. 

С акцентом на экспорт

На сегодняшний день процесс импортозамещения, стартовавший во второй половине 2000-х годов, успешно реализуется. Российское сельское хозяйство практически полностью выполнило основные задачи, поставленные Доктриной продовольственной безопасности, и обеспечило необходимый уровень внутреннего производства по основным продуктам питания. Для того чтобы сохранить достигнутые темпы роста, требуется активное расширение рынков сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия за счет наращивания объемов экспортных поставок. Масштабирование экспорта не является только вопросом увеличения маржинальности, это вопрос обеспечения стратегической устойчивости отечественной аграрной отрасли в условиях узости внутреннего агропродовольственного рынка, а также укрепления конкурентоспособности национальной экономики в целом. 

В рамках Стратегии развития сельского хозяйства 2035 специалистами МНИАП была разработана Экспортная продовольственная доктрина. Ее главная цель — глобальное лидерство России на мировом рынке продовольствия. Целевой объем экспорта к 2035 году — $150 млрд. Такие параметры обусловлены рядом объективных социально-экономических, климатических и демографических тенденций. 

Согласно медианному прогнозу, подготовленному Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, численность населения Земли к 2035 году вырастет до 8,8 млрд человек (рост в 1,2 раза), а в долгосрочной перспективе (2050 год) — до 11,5 млрд. Основной рост населения придется на небогатые страны. В частности, ожидаемый к 2035 году рост в сравнении с 2015 г. составит 62% для стран с низким уровнем дохода и 27% — для стран с уровнем дохода «средний/низкий». 

Суммарный ВВП увеличится к 2035 году почти в 2 раза. Таким образом, в целом покупательная способность населения планеты будет возрастать. Это неизбежно повлечет изменения в структуре рациона питания: увеличится потребление растительных масел, яиц и мяса птицы. 

Еще несколько «говорящих» фактов: за последние 15 лет мировой рынок сельскохозяйственной продукции вырос почти в 3 раза (с 500 до 1 430 миллиардов долларов). В перспективе (к 2035 году) этот показатель увеличится до 2 150 -2 690 млрд долларов.

При этом прогнозы климатологов неутешительны: глобальное потепление приведет к изменению условий ведения сельского хозяйства во многих странах мира и, соответственно, позиций стран в мировой торговле. Наиболее пострадают от глобального потепления Африка, Азия и Ближний Восток. Уже сегодня эти регионы наименее обеспечены ресурсами пашни и воды и являются крупнейшими импортерами продовольствия. Многие ведущие экспортеры продовольствия (южные страны: Австралия, Бразилия, Аргентина) также столкнутся с негативными изменениями. В США это коснется южных штатов, в то же время позиции EС не изменятся.

В средне- и долгосрочной перспективе в мире ожидается быстрый рост нехватки водных ресурсов. К 2050 году дефицит пресной воды будут испытывать более 40% населения Земли. 

Развитые страны не смогут существенно нарастить производство продукции АПК. Начиная с шестидесятых в ходе «зеленой революции» они увеличили урожайность в несколько раз и довели ее до расчетных агроэкологически достижимых показателей урожайности ФАО. К 2050 году прирост продуктивности в развитых странах практически прекратится. Более того, в долгосрочной перспективе ряд стран, в том числе из линейки крупнейших агропроизводителей, будут вынуждены существенно увеличить объемы закупок на внешних рынках. Среди них — США и Австралия. 

Стоит отметить, что наибольшую выгоду от изменения климата получат северные Россия и Канада, климат которых станет более благоприятным для ведения сельского хозяйства. Наряду с этим наша страна является мировым лидером по площади сельскохозяйственных угодий и запасам пресной воды. Кроме того, Россия обладает уникальными возможностями по производству экологически чистых продуктов питания. За счет большого земельного фонда и низкого уровня использования химических средств повышения плодородия мы в относительно короткое время сможем значительно нарастить объемы экспорта органических продуктов питания.

Для успешного решения всех поставленных в Экспортной доктрине задач предусмотрены механизмы активного увеличения продаж готовых продуктов с высокой добавленной стоимостью, продвижения линейки товаров для ответственных потребителей (органические продукты, халяль, кошер), развития российских сбытовых сетей за рубежом, формирования экспортных продовольственных балансов. 

С трейдингом эффективнее

Отдельно стоит вопрос по созданию национального международного агротрейдера, благодаря чему текущий размер российского сельскохозяйственного экспорта мог бы вырасти на 3-4 млрд долларов в год. 

В настоящее время доля сельхозпродукции, поставляемой на экспорт, во всем объеме выпуска составляет 18%. В двух основных сценариях, предусмотренных Доктриной, — консервативном и инновационном — ожидается рост доли экспорта до 36% и 53% соответственно. 

Реализация Экспортной доктрины обеспечит мощный синергетический эффект: рост и развитие внутреннего потребительского рынка, улучшение качества продуктов, поставляемых на российский рынок, за счет широкого внедрения экспортных стандартов качества позволит укрепить геополитические позиции страны за счет масштабного «встраивания» в мировой рынок в качестве ключевого поставщика продуктов питания, а также будет способствовать увеличению объемов производства в смежных отраслях.

Смотрите также:

Оцените материал

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах