Что за самолеты радиоэлектронной борьбы США перебрасывают в Германию?
Шесть самолетов EA-18G Growler ВМС США с военно-морской авиабазы Уидби-Айленд в штате Вашингтон находятся на пути в Европу и прибудут сегодня на авиабазу Шпангдалем в Германии. АиФ.ru разбирался, что это за самолеты и откуда они взялись.
Цели переброски
Эти самолеты будут базироваться в Германии и выполнять миссии на востоке страны. Согласно официальному сообщению, они не развертываются для использования против российских сил на Украине. Как сообщается, не было никакой конкретной угрозы или инцидента, который привел бы к решению отправить самолет в Германию.
Назначение
Самолет EA-18G предназначен для ведения радиотехнической разведки, постановки помех РЛС и системам связи противника, уничтожения РЛС противорадиолокационными ракетами. Бортовая аппаратура EA-18G позволяет идентифицировать и пеленговать источники электромагнитного излучения. Самолет способен действовать как автономно, так и взаимодействуя с другими летательными аппаратами в едином информационном поле.
Характеристики и особенности
EA-18G Growler является вариантом самолета F/A-18 и сочетает в себе платформу «Super Hornet» с комплексом радиоэлектронной борьбы.
На законцовках плоскостей крыла самолета EA-18G смонтированы приемные антенны. Они также установлены с обоих бортов в носовой и хвостовой частях фюзеляжа и в районе отсеков двигателей, обеспечивая прием электромагнитных сигналов под любым ракурсом. Вместо пушки установлен комплекс постановки помех системам радиосвязи.
Комплекс AN/ALQ-227(V)1 способен обнаруживать и определять параметры радиопередач, в то время как «глушение» радиосвязи выполняется широкополосным низкочастотным передатчиком.
Важной особенностью бортового оборудования самолета EA-18G является наличие системы INCANS (INterference CANcellation System), обеспечивающей устойчивую УКВ-связь экипажа при включенной аппаратуре постановки помех — экипажи ЕА-6 не имели возможности поддерживать радиосвязь при работающей на излучение бортовой аппаратуре постановки помех. Growler оборудован терминалом системы спутниковой связи MATT (Multi-mission Advanced Tactical Terminfl). Самолет штатно несет контейнеры с тактической системой постановки помех. Вместо торцевых крыльевых пилонов для УР AIM-9 установлены съемные контейнеры с антеннами.
По планеру ЕА-18G на 90% идентичен самолету F/A-18F, за исключением крыла. На EA-18G удалось решить проблему заваливания при маневрировании с большими перегрузками — передняя кромка крыла Growler сделана прямой и не имеет аэродинамического «зуба», а на верхних поверхностях каждой плоскости крыла смонтировано по одной поперечной перегородке высотой 12 см и длиной 150 см.
История
Работы по перспективному комплексу БРЭО нового поколения для специализированного палубного самолета начались в США в конце 1993 г. и включали концептуальную проработку комплекса, разработку и испытания антенн, приемников, передатчиков, средств обработки информации, исследования электромагнитной совместимости систем, продувки в аэродинамических трубах с целью изучения влияния установки специального оборудования на летные данные самолета, отработку интерфейса «человек-машина».
Было рассмотрено множество вариантов и множество отвергнуто. Окончательный выбор в пользу EA-18G был сделан в конце 2003 года. 29 декабря ВМС заключили с фирмой «Боинг» контракт на сумму 1 млрд долларов, рассчитанный на пять лет и предусматривающий полномасштабную разработку самолета РЭБ EA-18G. Контрактом оговаривались все лабораторные исследования, наземные и летные испытания, полномасштабная отработка целевого оборудования. Главным подрядчиком является фирма Boing, субподрядчиком — Northrop Grumman.
Испытания
Впервые в боевой обстановке самолеты EA-18G использовали в конце 2010 г. в Ираке. В отчете управления эксплуатационных испытаний министерства обороны США, составленном на основании опыта первых боевых действий, самолет EA-18G признан «эксплуатационно эффективным», но «эксплуатационно непригодным». То есть самолет способен эффективно выполнять поставленные перед ним задачи, но не пригоден для эксплуатации в полевых условиях. Больше всего нареканий вызвало программное обеспечение бортовых систем.
Источник: