Примерное время чтения: 9 минут
101848

Крестовый поход против евро. Откажутся ли страны ЕС от единой валюты

Единая европейская валюта выгодна только Германии, в то время как экономика Франции несёт убытки из-за сильного евро, уверена лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен. По мнению политика, её страна «должна вернуть свою национальную валюту, как 95 % стран мира».

«Десятки тысяч предприятий погибают из-за евро», — заявила Ле Пен в эфире телеканала France 3.

Возврат к франку позволит Парижу стимулировать экспорт, считает председатель Национального фронта.

«Эта валюта (евро — ред.) обернулась полным провалом, но мы продолжаем спасать её, вливая сотни миллиардов в ущерб тем, кому эта помощь действительно необходима», — говорила ранее Ле Пен в интервью «Россия-24».

«Правые» против евро

В последнее время в Европе растёт количество скептиков, высказывающихся за отказ от евро. Призывы политиков выйти из валютного сообщества звучали и раньше, но сейчас они появляются всё чаще. Помимо Национального фронта Франции, войну европейской валюте готова объявить партия «Братья Италии – Национальный альянс». По мнению лидера этого движения Джордии Мелони, членство её страны в Европейском союзе и использование единой валюты не приводят к решению экономических проблем государства.

«Откажемся от евро, этой больной валюты, и вернёмся к самостоятельному контролированию собственной экономики», — цитирует Мелони агентство ASCA.

В состоятельности евро уже засомневались и в Голландии — представитель проекта Guldencoin Йоб Бемер уверен, что возврат к гульденам пойдёт на пользу национальной экономике.

«Мы пользовались этой валютой почти 750 лет. Так что, безусловно, есть люди, которые хотели бы, чтобы она снова вошла в обращение. <…> Одна из причин заключается в том, что голландцы не хотят зависеть от других государств. В случае, если в странах ЕС что-то пойдёт не так, это отразится на евро. Когда нашей валютой был гульден, мы контролировали ситуацию. Долгое время на денежную единицу Нидерландов никто не мог оказать влияние извне», — приводит слова Бемера RT.

Противники единой валюты есть и в «локомотиве» европейской экономики — Германии. Согласно опросам общественного мнения, как минимум треть немцев высказываются за отказ от евро. Неудивительно, что на волне общественного недовольства европейской валютой в ФРГ появилась партия «Альтернатива для Германии» (АДГ), предлагающая вернуться к дойч-маркам или создать единую валюту с государствами со стабильной экономикой — Финляндией, Австрией, Голландией. По словам лидера немецких евроскептиков Бернда Люке, для решения проблем ЕС евро бесполезен. Более того, европейская валюта разрушает экономику региона, считает Люке.

Примечательно, что популярность политиков, призывающих к возврату национальных валют, в последние годы растёт. Например, на последних парламентских выборах во Франции 14 % избирателей отдали свои голоса за Национальный фронт. Для сравнения: в 2007 году за «правых» проголосовали только 4 % французов.

Или «Альтернатива для Германии». Созданная в 2013 году партия добилась настоящего успеха на региональных выборах в парламенты Бранденбурга и Тюринги, получив 12 % и 10 % голосов соответственно. Кроме того, представители АДГ прошли в парламент Саксонии (9,7 % голосов).

Сегодня «Альтернатива для Германии» — третья по популярности партия в ФРГ. По данным исследовательского центра Forsa, политику евроскептиков поддерживают 10 % немцев.

«Европейский союз сейчас находится в затруднительном положении: динамика ключевых макроэкономических показателей в зоне не способствует росту доверия населения, и большинство оппозиционных партий ЕС пытаются играть именно на этом. Стремление максимально уйти от экономической консолидации, которая всё нарастала с момента рождения объединённой Европы, сейчас сильна как никогда, особенно в тех странах, где ситуацию сложно назвать оптимистичной. Именно поэтому мы не видим какого-либо значимого протестного движения в Германии, которая, по факту, является бенефициаром создания ЕС как экономического блока за счёт высокого уровня эффективности», — рассказал АиФ.ru аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.

Выхода нет?

Недовольство европейских политиков обусловлено тем, что евро тормозит экономический рост и с его помощью нельзя повысить эффективность национального хозяйства, как это можно сделать с национальной валютой. Например, имея собственные дензнаки, для стимулирования экономики правительство той или иной страны может пойти на девальвацию национальной валюты, чтобы снизить издержки. В случае проблем в национальной экономике какая-либо страна девальвировать единую валюту по понятным причинам не сможет.

Но могут ли страны-члены еврозоны выйти из сообщества? Главному экономисту Института фондового рынка и управления Михаилу Беляеву такое развитие событий видится сомнительным. «Мы должны понимать, что евро — это своего рода международное соглашение, результат интеграции, объединения экономик. Месяц назад была новость, что Европейский Центробанк (ЕЦБ) вводит единую систему надзора. Трудно себе представить, как на фоне единой банковской системы в союзе будут возвращаться к национальным валютам.

На этом фоне заявления об уходе в национальную валюту представляются немного противоречивыми и скорее лежащими в области политики», — пояснил Беляев АиФ.ru.

Кроме того, по словам эксперта, процедура выхода из еврозоны не может произойти одномоментно. «На чём базируется интеграция по римскому договору, который лёг в основу дальнейшей европейской интеграции? Это свободное перемещение рабочей силы, капитала, прибыли. Если какая-то страна отгораживается национальными границами, уходит в свою валюту, это значит, что она наносит ущерб этим основополагающим принципам европейской интеграции», — отмечает он.

Регулярные призывы отказа от евро связаны с экономическими проблемами, которые были у нынешних стран-членов еврозоны ещё до вступления в валютный союз, считает Беляев.

«Когда начал складываться Евросоюз, политические факторы пошли впереди экономических. Для членства в ЕС были введены экономические показатели, которые должен был удовлетворить будущий член Евросоюза. И многие страны стали подгонять свои экономические показатели под эти требования. Это было похоже на подгонку ответа арифметической задачки: не решение экономических проблем, а подгонка с натягиванием бюджета, баланса, с курсом валюты. Подгонят ответ в задачке с неверным решением, формально политическое решение, что надо вступать, есть, формально показатели соответствуют, а какими усилиями добились — неважно. А поскольку не решены глубинные экономические проблемы, они и стали вылезать. Когда были хорошие времена, их можно было как-то терпеть, как настали плохие времена, тут же вылезли они — в Греции, в Испании и так далее», — напоминает экономист.

Конец еврозоне — конец евро?

Если гипотетически представить, что набирающие политические очки партии-евроскептики добьются своего и их страны вернутся к собственным валютам, что в таком случае ждёт евро, который, к слову, является международной резервной валютой?

«Как только кто-то первый от еврозоны отколется, понятно, что доверие к евро на новостях пошатнётся. Но надо понимать, что выйдет самый проблемный участник и останется более консолидированная группировка. Поскольку мы говорим, что каждая валюта представляет собой определённую экономику — если в ЕС единая валюта, это значит, что экономика между собой слилась. Дальше эта валюта будет существовать по тем законам, по которым существует любая другая нормальная валюта. Просто она будет иметь чуть менее представительную группировку. Я думаю, статус своей резервности она не потеряет, ведь этот статус как придаётся? Не всегда он декларативный, это по отношению к доллару так было. На роль резервной выдвигается та валюта, которая считается наиболее востребованной, предпочтительной другими странами», — указывает Беляев.

«По моему мнению, вариантов развития событий тут может быть только два. Либо ЕС сохранится в нынешнем виде и продолжит путь в сторону дальнейшей консолидации (на очереди бюджетная), либо за выходом одной страны из зоны евро с течение времени последуют и другие, в результате чего европейская валюта просто перестанет существовать. Вероятность этих исходов я бы оценил как равную», — подытоживает Сороко.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах