Из-за ситуации на Украине Франция отказывается поставлять России первый вертолётоносец типа «Мистраль». О решении, принятом президентом Франсуа Олландом по итогам заседания французского Совета безопасности, стало известно в среду, 3 сентября.
Обстановку на Украине Совбез назвал «тяжёлой», добавив, что «предпринятые действия РФ на востоке Украины нарушают принципы безопасности Европы».
«Президент республики констатировал, что, несмотря на перспективу прекращения огня, которую ещё остаётся подтвердить и воплотить на практике, условия для того, чтобы Франция одобрила поставку первого вертолётоносца, на сегодняшний день не сложились», — отмечается в сообщении Елисейского дворца.
После обнародования заявления Олланда представитель пресс-службы президента рассказал РИА «Новости», что поставка корабля пока не приостановлена юридически. «С юридической точки зрения, ничего не изменилось, поставка запланирована на 1 ноября. Речь идёт о политической позиции. Глава государства говорит, что в нынешних условиях, на сегодняшний день — и если эти условия не изменятся — он передачу «Мистраля» не одобрит», — подчеркнул собеседник агентства.
«Возмутительное» или «мудрое» решение?
Надо сказать, что Олланд и ранее подвергал сомнению поставки «Мистралей» России. Отвечая на критику канцлера Германии Ангелы Меркель, требующей от Парижа остановки экспорта вертолётоносцев в РФ, лидер Пятой республики заявил, что поставки «Мистралей» будут зависеть от позиции Москвы по украинскому кризису. Однако тогда речь шла о втором корабле «Севастополь», который РФ должна была получить в 2015 году. Что касается первого вертолётоносца, «Владивостока», как говорил ранее Олланд, он должен поступить в распоряжение ВМФ России уже в октябре 2014 года, несмотря на недовольство западных партнёров Франции, в том числе США.
Кстати, именно Вашингтон первым приветствовал решение Парижа отказать России в поставках «Мистралей». «Мы думаем, что это мудрое решение. Мы поддерживаем это решение», — заявила официальный представитель Госдепартамента США Джен Псаки.
В остальном оппозиционные французские политики и профсоюзы осудили действия Олланда. Дело в том, что стоимость контракта составляет 1,2 млрд евро, и в случае невыполнения своих обязательств Парижу придётся не только вернуть эти деньги, но и заплатить Москве неустойку.
Позицию Олланда раскритиковала лидер французской националистической партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. По её мнению, отказ от экспорта в РФ вертолётоносцев противоречит национальным интересам Франции и демонстрирует неспособность Парижа сопротивляться давлению со стороны США.
«Это решение очень серьёзное, в первую очередь, потому что оно идёт вразрез с интересами страны», — заявила Ле Пен в эфире радиостанции RTL. Политик добавила, что из-за невыполнения контракта французские рабочие столкнутся со сложностями.
С лидером «Национального фронта» согласен представитель одного из профсоюзов верфи в Сен-Назере Жан-Марк Перез. Он уверен, что сотни работников столкнутся со сложностями, если Франция всё-таки откажется поставлять РФ «Мистрали». «Это ошеломляющее и возмутительное решение. Если оно воплотится в жизнь, то сотни сотрудников столкнутся со сложностями как непосредственно с STХ, так и с субподрядчиками. Это недопустимо и невыносимо», — приводит слова Переза газета Point.
Комментируя страсти, разразившиеся вокруг «Мистралей», зампредседателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Олег Бочкарёв заявил, что Франции придётся не просто вернуть деньги, но и заплатить неустойку за невыполненный контракт.
Как говорил ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, штраф за срыв соглашения может обойтись Франции в сумму более одного миллиарда евро. Более того, Москва может потребовать от Парижа не только деньги, но и кормовые части, произведённые в России. «Отмена контракта влечёт за собой выплату миллиардов евро неустойки. Французы очень прагматичны. Я сомневаюсь в этом (отказе в экспорте «Мистралей» — прим. ред.). У нас есть все основания требовать назад не только деньги, но и произведённые в России на Балтзаводе кормовые части. То есть им придётся их разбирать», — предупреждал Рогозин.
«Если всё же контракт будет в одностороннем порядке разорван, деньги российской стороне будут однозначно возвращены. Плюс будут выплачены штрафные санкции и неустойки. А у них на руках останется корабль, который создан под российские требования, с российским участием», — рассказал Бочкарёв «Интерфаксу».
Потери финансовые и репутационные
По мнению Рогозина, отказ от поставок кораблей для России будет «в сто раз менее ущербен, чем для Франции». Срыв такого масштабного контракта будет иметь очевидные последствия для экономики Пятой республики, переживающей и без того не лучшие времена.
Объективно полный отказ грозит сокращением рабочих мест сотрудников, занятых производством вертолётоносцев, и возвратом всей суммы, а это около 1,2 млрд евро, где примерно 900 млн — это стоимость самих кораблей, а оставшаяся сумма — адаптация под российские эксплуатационные требования, объясняет первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров», к. э. н. Иван Андриевский.
«С 60-х годов каждое десятилетие Франция теряет по 0,01 % экономического роста. Сейчас во Франции безработица в два раза выше, чем в Германии, в такой ситуации отказываться от проекта с РФ — это ещё больше провоцировать безработицу, что является очень чувствительной социальной проблемой. Франция не в той экономической сфере, чтобы разбрасываться такими контрактами. Дело не только в сумме. Можно говорить, насколько эта сумма велика по отношению к ВВП, к бюджету. <…> Для Франции это, безусловно, негативно. Можно сказать так: какая бы ни была сумма, Франция в такой ситуации, как колосс на глиняных ногах», — говорит преподаватель Института естественных монополий РАНХиГС Владислав Гинько.
Но потери в виде миллиардной неустойки за срыв заказа вместе с сокращением рабочих мест — это далеко не весь ущерб, который понесёт Париж, отказавшись экспортировать РФ вертолётоносцы. Заморозка поставок «Мистралей» ударит по имиджу французских партнёров и послужит сигналом для других заказчиков продукции военно-промышленного комплекса, что намного опаснее для экономики республики.
В настоящее время индекс доверия юридических лиц во Франции катится по наклонной вниз. По мнению экспертов, разрыв по контрактам «Мистралей» приведёт к ещё большему падению этого индекса. «Это значит, что расширение новых производств во Франции будет остановлено. Когда индекс доверия падает, бизнесмены говорят себе: мы не будем сейчас инвестировать в расширение производства, мы не будем создавать новые рабочие места. Значит, у них будет расти общая безработица. Это можно сравнить с камушком, брошенным по воде, от которого расплываются круги. В ситуации, когда индекс инвесторов и так падает, любой негатив воспринимается в мультипликативном эффекте. Инвесторы очень негативно это оценят, и так экономика идёт по наклонной. Нулевой рост экономики по второму кварталу, безработица в два раза растёт по всем измерениям, и дефицит бюджета растёт. <…> Это экономическое безумие для Франции. Она не в том состоянии, чтобы разбрасываться хорошими контрактами», — добавляет Гинько.
Что нам стоит «Мистраль» построить?
В России к поставкам «Мистралей» отношение достаточно неоднозначное. Эксперты не раз говорили, что в случае, если Франция даст задний ход, РФ сможет заменить корабли. Дмитрий Рогозин и вовсе заявлял, что вертолётоносцы можно построить в России, если Франция покажет себя как ненадёжного партнёра.
Однако на заключение новых контрактов о строительстве вертолётоносцев с другими странами, и уж тем более, на производство кораблей в РФ потребуется время. «Заморозка поставок до конца осени нынешнего года на фоне возрастающей агрессии стран блока НАТО повлияет на укрепление оборонно-промышленного комплекса нашей страны, который к тому же ещё не полностью реструктуризировал свои фонды в условиях импортозамещения. «Мистраль» позволяет оперативно развернуть авиационную группировку на ограниченном участке, причём в весьма удобном для военно-морского флота формате — вертолётной эскадрильи. Если во второй половине прошлого века передовым судном был авианосец, позволявший транспортировать армию по воде фактически в любую точку мира в сжатые сроки, то сегодня эту роль начинают перенимать вертолётоносцы», — рассказывает Иван Андриевский.
Охрана сухопутных российских границ от агрессии стран НАТО в сопредельных государствах строится на основе отлаженных механизмов в формате тактического и стратегического ракетного вооружения, радиолокационных станций. РФ вполне обладает технической возможностью контролировать наземные и воздушные передвижения нарушителей границ, но обеспечение безопасности арктических рубежей и дальневосточных морских границ — это задача иного формата, указывает эксперт.
«Вертолётоносец позволяет тщательнее проводить мониторинг как на предмет обнаружения авиационных нарушителей, так и с помощью гидроакустического оборудования, установленного на вертолётах эскадрильи. Авианосец не способен дать этого преимущества. «Мистраль» в составе военно-морского флота — это хорошее подспорье для разведывательных подразделений, систем раннего обнаружения и мониторинга передвижений предполагаемого противника», — резюмирует он.