Вчера Китай объявил об открытии площадки прямого экспорта фруктов и овощей в РФ. Китайцы заявили, что потратили 60 млн юаней (более 350 млн рублей) на создание площадки бесперебойного ввоза в Россию своих сельхозтоваров со складскими помещениями площадью 30 тыс. кв. м.
Причём уже сейчас Поднебесная активно продаёт России — особенно в приграничных областях — продукты питания. По статистике Федеральной таможенной службы, за полгода 2014 г. они поставили нам, к примеру, 417 417 тонн овощей и 118 113 тонн фруктов. Эти цифры сопоставимы с импортом крупных до недавнего времени стран-поставщиков РФ. Например, за тот же период из Польши было ввезено в Россию 471 229 тонн фруктов и 173 286 тонн овощей. Теперь же, когда европейских поставщиков отлучили от российского двора, Китай готов существенно увеличить долю своих овощей и фруктов на российских прилавках. «В нашем ассортименте сегодня порядка 80–90 % чеснока из Китая, — рассказал Рашид Н., торговец на продуктовом рынке, — осенью и зимой всегда появляются пекинская капуста, яблоки и груши. Они красивые и долго хранятся, поэтому мы их любим». Также нередки — и до ввода санкций — были на российских прилавках морковь, помидоры, картофель и замороженные овощи (бобы, горох, кукуруза).
Из чего химичат — секрет?
Высокая плотность населения в стране и большое количество ртов, которые надо прокормить, ведёт к тому, что китайское сельхозпроизводство работает на износ. «В Поднебесной огромное количество полей, которые после долгого использования уже не имеют плодородной почвы, — рассказывает Владимир Мурашев, заместитель заведующего кафедрой "Высших растений" МГУ им. М. В. Ломоносова, — А это значит, что для выращивания овощей и фруктов на своей территории китайским производителям приходится использовать огромное количество микро- и макроудобрений, без которых урожая попросту не будет».
Эксперт рассказывает, что лично был свидетелем следующего: китайцы арендовали на Дальнем Востоке российскую землю, где выращивают многие плоды. Но на территорию никого не пускают и аграрными секретами не делятся: поэтому узнать, какую конкретно «химию» они используют, невозможно. «Но факт применения вредного для человека количества удобрений очевиден: их плоды блёклые, у них совершенно отсутствуют запах и вкус, — продолжает Владимир Мурашев. — Есть экземпляры, которые внешне выглядят вполне прилично, но, опять же, перенасыщенные удобрениями плоды и на вкус будут более пресными, чем их натуральные собратья».
Например, китайские сорта яблок, в отличие от большинства российских, могут лежать несколько месяцев, не испортившись при этом. Такие яблоки легко узнать на прилавке: они зелёного цвета, имеют толстую кожуру, кисло-сладкий привкус и минимальное количество витаминов. «Советую российскому потребителю даже при наличии на рынке китайского товара выбирать крымские и абхазские, пусть тепличные, плоды. Поставки из этих регионов России должны вот-вот начаться», — говорит В. Мурашев.
Кто проверит, что везут?
Ещё об одной насущной проблеме, связанной с новыми поставщиками, говорят в лабораториях: а сможем ли мы проверить всё, что ввезём?
«Вопрос о качестве овощей и фруктов злободневен. Уже сейчас покупатели встревожены: будут ли тщательно проверять поставки из Китая? — отвечает на наши вопросы Алексей Медников, председатель Совета некоммерческого партнерства "Росконтроль". — Ситуация не позитивна: в 2010 г. в России была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов и введено декларирование соответствия. При этом ответственность за безопасность продукции ложится только на декларанта — изготовителя или продавца».
Фактически это значит, что любой производитель может сам, без участия органа по сертификации и независимого эксперта, принять декларацию — и этого достаточно! Захотел ввезти любой опасный продукт, берёшь подставное лицо, «оформляешь» на него сколько угодно деклараций и — в торговлю. «По сути, наличие всех возможных пестицидов в овощах-фруктах на российском рынке никто не проверяет. Это очень дорого: партия таких овощей выйдет на вес золота, — подытоживает Алексей Медников. — Осуществляется лишь выборочный контроль продукции за пестицидами — глобальными загрязнителями, многие из которых уже давно не используются, но продолжают циркулировать в биосфере. А те новые пестициды, которые производители сельхозпродукции реально используют, в продуктах никто из контролирующих органов не определяет: дорого».
Выиграем в цене?
Впрочем, не все оценивают возможный рост продуктового импорта из Китая негативно. У Григория Трофимчука, шеф-редактора информационного издания «Русско-азиатский союз промышленников и предпринимателей», есть опыт работы с китайскими производителями, и он позитивен: «Союз уже несколько лет работает с китайским производителем, и можем уверенно сказать, что Китай применяет современные сельскохозяйственные технологии, которые позволяют выращивать качественный продукт. Это как раз тот глянцевый овощ, есть который невозможно, приезжал в Россию до применения санкций из Европейского Союза. Овощи и фрукты из стран Европы представляли собой красивую картинку, не имеющую вкусового наполнения и витаминов. Про китайские овощи и фрукты такое говорить не приходится!».
По данным эксперта, нареканий в сторону химикатов, которые используют в китайском агропромысле, никогда не было. «Уверен, что российскому потребителю совершенно не стоит опасаться поставок из Азии, — говорит Трофимчук. И продолжает, — и, конечно, не стоит забывать о низкой цене китайских овощей и фруктов по сравнению с европейскими поставками».
Но тут главное, чтобы вопрос низкой цены и высокой маржи не затмил все остальные вопросы. Как получится на практике, покажет время.