Запад планирует принять финансовые санкции, резко огранивающие возможности крупнейших отечественных банков, в том числе «Сбербанка» и ВТБ в получении финансирования в Европейском Союзе. О том, как данные действия отразятся на простых россиянах, АиФ.ru рассказал ведущий эксперт Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Михаил Юрьевич, сегодня прошла информация о введении санкций в отношении ВТБ и «Сбербанка», что это означает?
Михаил Хромов: Статья в The Wall Street Journal говорит о том, что новые раунд финансовых санкций со стороны Европы ограничит возможности российских крупных банков, включая «Сбербанк» и ВТБ, получать финансирование в Европейском Союзе. Действительно, любые санкции, даже против узкого круга российских лиц снижают общую привлекательность российского бизнеса за рубежом. Это может служить поводом к пересмотру кредитных рейтингов более широкого круга компаний, чем попавшие под санкции напрямую, к снижению или закрытию кредитных лимитов и т. д. В любом случае новые меры, которые могут быть приняты в ближайшее время, затруднят доступ российских банков на рынок заимствований в Европе, придётся искать альтернативные источники финансирования.
Если мы посмотрим на задолженность банковского сектора, то увидим, что его иностранные пассивы уже сокращаются. За первое полугодие этого года по данным платёжного баланса банки в целом сократили задолженность перед нерезидентами на 10 миллиардов долларов. Кроме того, девальвация рубля в начале этого года резко понизила сберегательную активность населения, которое стало менее охотно нести деньги в банки. Это привело к тому, что банки стали испытывать проблемы с ресурсной базой, которые пока решаются за счёт денежной поддержки властей. За первые полгода 2014 года задолженность банков перед Банком России и Минфином выросла почти на 1,5 триллиона рублей
— Как эти события отразятся на обычных россиянах?
— Банк, как финансовая структура, занимается тем, что сбережения одних граждан или компаний преобразует в кредиты другим гражданам или компаниям. В ситуации европейских санкций будет ограничен один из важных источников фондирования банков. Это означает, что банкам нужно будет переориентироваться на иные источники денежных ресурсов, что определённым образом повлияет на бизнес-стратегии банков. Одно из возможных направлений — повышение привлекательности депозитов (рост ставок), чтобы клиенты несли в банки больше денег. Другое — ужесточение условий кредитования, поскольку ресурсов для новых кредитов становится меньше. Сейчас рост кредитного портфеля населению замедляется, невзирая на уменьшение доступа к внешним ресурсам. Новые санкции только ускорят этот процесс. Резюмируя всё вышесказанное: будут расти ставки по кредитам и депозитам.
— Это абсолютно другая история, не имеющая отношения к тому, что было заявлено в The Wall Street Journal. Здесь нужно вспомнить первые американские санкции, введённые в марте. Они заключались в запрете правительства США для американских компаний по работе с конкретными финансовыми институтами в нашей стране — банк «Россия» (не путать с Банком России — Центральным Банком РФ) и некоторыми другими, более мелкими. Как вы помните, была ответная реакция наших законодателей, которые выдвинули особые условия для работы иностранных платёжных систем в РФ. Если Visa и MasterCard перестанут работать здесь, то мы не сможем расплачиваться нашими картами не только за границей, но и в тех магазинах в России, которые работают только с западными платёжными системами. Мы вернёмся в те годы, когда приходилось снимать наличные деньги, чтобы поехать за границу. Но пока до этого ещё не дошло, а если и дойдёт, то главной причиной будут не зарубежные санкции, а новые требования к зарубежным платёжным системам, принятые российскими органами власти.