Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон намерен уговаривать коллег по Евросоюзу ужесточить санкции в отношении России. По словам источника Bloomberg в британском правительстве, Кэмерон настаивает на введении ограничительных мер против российского оборонного сектора.
Санкции от Британии
О введении нового пакета санкций в отношении РФ после крушения Boeing-777 на Украине Великобритания заявляла и ранее. Кэмерон вместе с коллегой из голландского кабмина Марком Рютте просили ЕС пересмотреть отношение к России после авиакатастрофы.
22 июля состоится первая после авиакатастрофы встреча министров иностранных дел ЕС, в рамках которой Лондон будет требовать усиления давления на РФ. «Если Россия к тому времени кардинально не изменит свою позицию, мы будем призывать наших европейских партнеров к дополнительным мерам», — говорил ранее глава британского МИД Филипп Хаммонд, слова которого приводит Reuters.
Надо сказать, что у властей стран Евросоюза имеются разногласия относительно санкций против РФ. По данным The Financial Times, камнем преткновения является вопрос, какой именно характер должны носить ограничительные меры в отношении Москвы. Во вторник министры иностранных дел ЕС должны провести встречу, где планируют обсудить санкции против отдельных лиц и российских компаний, однако европейские политики вряд ли введут эмбарго в отношении энергетических организаций РФ, поскольку сильно зависят от импорта российского газа, отмечает издание.
Последствия для всех
Несмотря на желание Лондона наказать Москву новыми санкциями, Филлипп Хаммонд признаёт, что эти действия могу нанести удар по британской экономике.
«Санкции будут иметь обоюдоострый эффект и для России, и для ЕС, поскольку Москва является одним из главных торговых партнёров для очень многих европейских стран, поэтому европейский бизнес будет до конца препятствовать введению любых санкций, которые скажутся на деловых отношениях с российскими партнёрами», — пояснил АиФ.ru Дмитрий Раннев, генеральный директор финансовой компании GKFX.
В свою очередь, член экспертного совета Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, партнёр компании «Налоговик», руководитель независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терёхин полагает, что от введения санкций в отношении оборонного сектора больше пострадает всё-таки Россия. Дело в том, что ограничительные меры приведут к потере оборонных контрактов, что, в свою очередь, приведёт к убыткам и новой волне ухудшения ситуации на фондовом рынке, ослаблению рубля и оттоку капитала из нашей страны.
«Но и ЕС тоже почувствует негативное влияние этих санкций, ведь разрыв оборонных контрактов невыгоден для всех их сторон, да и все санкции против России отражаются не лучшим образом на европейском бизнесе», — замечает эксперт.
ЕС тоже почувствует негативное влияние этих санкций, ведь разрыв оборонных контрактов невыгоден для всех их сторон, да и все санкции против России отражаются не лучшим образом на европейском бизнесе
В случае введения эмбарго на российскую оборонку, банков и сырьевого сектора в ЕС без работы останутся порядка 60 тысяч человек, а это совершенно невыгодно европейским властям, учитывая, что уровень безработицы в регионе по-прежнему оставляет желать лучшего. Более того, ограничительные действия Евросоюза по отношению к РФ создадут трудности для работы европейских концернов в нашей стране. В таком случае ущерб будет исчисляться десятками миллиардов долларов, прогнозирует Ярослав Кабаков, член правления МФО «Народная Казна».
«Потому что потом вернуться на российский рынок уже будет намного сложнее. Москва показывает, что не готова уступать санкциям, и переориентируется на восточное направление. Понятно, что один только Китай не сможет заместить все финансовые ресурсы, но опасность появления здесь мощных азиатских компаний вполне велика», — добавляет Кабаков.
Москва показывает, что не готова уступать санкциям, и переориентируется на восточное направление
«Непредсказуемая ситуация»
Эксперты, опрошенные АиФ.ru, по-разному оценивают вероятность ужесточения Евросоюзом санкций в отношении РФ. Учитывая риторику европейских лидеров, давление, оказываемое на них со стороны США, а также факт крушения «Боинга» и вес, который имеет Великобритания на мировой арене, вероятность введения секторальных эмбарго высока.
«Вопрос в том, что возобладает, политика или экономика, то есть смогут ли лоббисты европейского бизнеса убедить немецких и французских политиков в необходимости сворачивания связей с Россией, и прежде всего с "Газпромом". Понятно, что Британия делает это с подачи Вашингтона, и это чуть ли не последний шанс для Штатов добиться уступок со стороны Европы», — подчёркивает Кабаков.
Но, учитывая то, как крупные европейские компании лоббируют свои интересы и не готовы терять внушительные контракты с РФ, санкции, скорее всего, будут носить точечный характер, не исключает Раннев. Как пример: поставка «Мистралей» до сих пор не заблокирована, несмотря на заявления канцлера Германии Ангелы Меркель, которая в достаточно жёсткой форме рекомендовала французам отказаться от сделки.
Между тем, Терёхин полагает, что в ближайшие дни Лондон вряд ли добьётся ужесточения санкций в отношении РФ. «Пока в ЕС на перспективу предлагаемых Кэмероном действий смотрят скептически, поскольку понимают, что экономические последствия от этих мер будут и для стран ЕС, в частности, для самой же Великобритании. К тому же, от поспешных кардинальных действий в Европе, скорее всего, предпочтут воздержаться, поскольку кроме голословных обвинений отсутствуют доказательства вины России в авиакатастрофе в Донецкой области. Поэтому на данный момент ужесточения санкций, спровоцированного Великобританией, опасаться не стоит, но ситуация довольно непредсказуема, так что обстоятельства могут измениться очень быстро», — резюмирует эксперт.